Форум водно-моторного Клуба Фрегат

Форум водно-моторного Клуба Фрегат (http://forum.fregat.club/)
-   Мой опыт (http://forum.fregat.club/мой-опыт/)
-   -   Советы начинающему судоводителю-катеристу (http://forum.fregat.club/мой-опыт/3759-советы-начинающему-судоводителю-катеристу.html)

sema 21.12.2011 22:51

Советы начинающему судоводителю-катеристу
 
У темі 2 долучень
Любой, кто сталкивается с маломерным флотом, попадает в занятную ситуацию: его никто не обучает вождению лодки. Точнее, какую-то жалкую теорию дают на курсах, но её там такие крохи, что садясь за штурвал, человек теряется. По себе знаю.
Потому что нет ничего общего с вождением моторной лодки и автомобиля, а риск ну никак не меньше, а то и больше.
Любое судно в движении подвержено воздействию массы факторов: течение, изменяющаяся плотность среды, ветер, волны, водоросли, топляки, - очень много факторов, которые надо учитывать в процессе вождения. Например, "парковка" к берегу или причалу зависит от пяти-шести факторов, и если их не учесть - и до аварии недалеко. Даже маленькая "резинка" непроста в управлении, дюралька или пластик - тоже не подарок.

Еще больше проблем в этом смысле у длинномерщиков: хоть и маленькие у нас кораблики, а управление уже "как у взрослых". Если на "казанке" или "прогрессе" проще, скажем, пришвартоваться к берегу, да и отойти можно силами одного матроса (а хотя бы и на веслах), то с катером такой номер не проходит: на веслах уже никак, да и сдвинуть с места (например, на мели) его очень непросто даже силами экипажа.
Опять же - маневрирование. Суда с валовой линией и перовым рулем управляются очень специфично, совершенно не так, как лодки с ПЛМ или ПОК, что "добавляет" удовольствия начинающему катеристу. В самом лучшем случае дело обойдется некоторым количеством потраченных нервов и времени на эксперименты, а в самом худшем - чревато повреждениями катера, причала, зеленых насаждений, речной флоры и фауны и прочими неприятностями. Идеально, когда рядом есть опытный капитан-рулевой, который за несколько выходов натаскает на выполнение основных маневром, но это такая редкость!

Вот например - как развернуть девятиметровое судно в узкой протоке? Как пришвартоваться к берегу в плохую погоду? Подойти к бонам правым-левым бортом, кормой, носом? Как правильно буксировать судно? Как сняться с мели, если засел носом (или встал на лыжу?) - все эти вещи я имел удовольствие изучать "на практике по факту", и не желаю никому получить такой же опыт: уж лучше иметь на бумаге готовые решения.
Про подходы/отходы к кораблю в дрейфе и говорить не буду... скажу только, что все описанные в моем сборнике маневры в любой момент могут встретиться на практике.

Поэтому я собрал для себя список некоторых рекомендаций, которые мне очень помогли. Эти заметки (в приложенном файле) я постоянно таскаю с собой, и при случае и возможности тренируюсь в безопасных местах.
Скажу честно - я еще очень неопытный рулевой, но многие операции я научился делать только благодаря этому талмуду.
Конечно, они больше рассчитаны на длинномерщиков, но и лодочники тоже найдут кое-что полезное для себя.

Если кто-то желает - дополняйте, делитесь опытом.
Если считаете, что этой теме не место в этом разделе - можно перенести куда-то (кстати, а не создать ли что-то вроде "Практикум судовождения"?).


Часовий пояс GMT +3. Поточний час: 00:11.

vBulletin 3.8.7 ; Copyright © 2000-2024 Jelsoft Enterprises Limited
Переклад: © Віталій Стопчанський, 2004-2010


Search Engine Optimization by vBSEO 3.6.0