Перегляд одного допису
Старий 12.05.2014, 19:25   #145 (permalink)
Старпом
Активный участник
 
Аватар для Старпом
 
Псевдо: Евгений
Звідки Ви: Харьков
Карапь: Cobra 1600 + Evinrude E60DPL / Sun Tracker Mega Hut 36+ Evinrude E200DSL
Дописи: 1.847
Сказал(а) спасибо: 789
Поблагодарили 2.585 раз(а) в 595 сообщениях
Типово Re: Понтонные лодки.

Практика эксплуатации понтонов (личный опыт).

Буду делиться своим опытом эксплуатации понтона.

Начнем с особенностей моего понтона, которые накладывают свои требования на эксплуатацию.

1. Понтон легкий. Даже при длине более 11 метров вес понтона не превышает 2-х тонн.

2. Низкая осадка. Осадка поплавков в носов части до 20 см., в кормовой 33 см.

3. Наличие крытой рубки (на аналогах это наличие ходовых тентов) и солнцезащитных тентов дает высокую парусность.

То что понтон легкий и имеет низкую осадку позволяет подойти практически к любому, даже мелководному берегу или пройти по мелководному участку водоема.

То что понтон легкий позволяет снять его с мели, отчалить от мелководного берега либо мотором, либо одному-двум членам экипажа (если сильно присосался к грунту).

То что понтон легкий, имеет малую осадку и большую парусность (тем более с большим габаритом моего понтона) накладывает существенные требования при подходе к причалу, маневрированию в яхт-клубе, швартовке у берега и постановке на якорь. Даже самый незначительный ветер быстро разворачивает понтон (речь только о практически нулевой скорости - даже на малом ходу этого не замечается). Поэтому, ветер нужно учитывать постоянно. Особенно при сильном ветре.

Т.к. законцовки баллонов вертикальные, то не ждите, что при включении задней передачи понтон мгновенно начнет реагировать.

В безветренную погоду маневрировать понтоном (даже большого размера) просто. Он разворачивается практически на месте.

Затентованная рубка создает большое лобовое сопротивление. В моем случае это практически 10 м2 площади сопротивления. Чем выше скорость, тем сопротивление выше. Это сказывается на максимальной скорости хода и расходе топлива.

Боковая парусность в моем случае около 20 м2. Именно она при боковом ветре.

Я называю понтон "трамваем", т.к. на ходу он очень хорошо держит курс. Можно спокойно сходить с носа на корму, а лодка будет держать курс.

Понтон хорошо держит волну, когда ставишь его носом к волне. Плохо держит боковую волну-сильно раскачивается. Быстро стабилизируется как только попадает на спокойную воду.

Понтон большого размера практически не чувствует волну. Он перекрывает несколько волн и у него нет продольной раскачки.

С учетом парусности не стоит ожидать точной постановки на якорь, например на "точке". Лебедка и якоря должны соответствовать размеру понтона и его парусности. В моем случае два якоря по 13 кг. не удерживают понтон в средний ветер. Для себя избрал схему постановки на якорь в ветер - два носовых якоря. Тогда ветром понтон разворачивает как флюгер, но он не срывает якоря.

Наличие "калиток" с четырех бортов облегчает выход на берег, швартовку других катеров к борту, купание.

В целом, с понтоном даже большого размера просто управляться самому.

При швартовке к берегу и наличии бокового ветра нужно упереться носом в берег и двумя швартовыми растянуть его в разные стороны. При этом швартовые нужно вязать не к носовым уткам, а к тем, что примерно на 1/3 - 1/2 корпуса. Тогда его не будет разворачивать.

Если нет возможности вязаться на берегу (например. нет деревьев) то можно на ходу зайти поплавками на берег на 1/5-1,4 корпуса. Для небольших понтонов этого будет достаточно. Для большого с большой парусностью нет. Его нужно будет дополнительно вязать либо якорем на берегу, либо на растяжку якорем с воды. Нужно учитывать, что если ходом зайти на берег, то сорвать понтон с берега будет тяжелее. Если берег уходи круто и мотор находится в опущенном состоянии не касаясь дна - это не проблема. Сорвать понтон с берега будет просто.

Обзорность у понтона с рубкой плохая. Поэтому, нужно внимательно осматриваться. Иногда приходится прибегать к помощи кого нибудь из членов команды.

На спокойной воде раскачать понтон трудно. Так что, дискомфорта от крена при перемещении людей на борту Вы не ощутите. На нем комфортно себя ощущают даже очень "сухопутные" люди.

При швартовке нужно учитывать, что металл бортов (не путать с поплавками) тонкий. Его легко погнуть. То же при спуске/подъеме краном. Нужно смотреть, как ложатся чалки.

Вначале думал, что нужен будет носовой трап для схода на берег. Еще не было ни одного случая, когда мы бы не сошли на берег с носовой площадки понтона.

Пока так.

Столкнулся с тем, что швартуюсь сейчас на одном и том же причале. Достало путаться с длинными швартовыми (а они нужны для швартовки к берегу). Решил сделать короткие швартовые по всем правилам. Вот что получилось (с первого раза не вышло, пришлось потренироваться):

То, что получилось в итоге (за основу взят швартовый канат Osculati):






Т.к. у меня стоят по периметру не "утки", а U-образные скобы, то швартовые для быстрой швартовки сделал с карабинами. Для этого выполнил огон с коушем:



Вот само плетение (на фото еще не обрезанные концы прядей):



Т.к. хотел сделать все эстетично и уйти от изоленты, стяжек и прочего, то расплел метр каната и тем же материалом наложил "марки" на плетение и конец швартового:





Нитка ворсится. Получилось не очень. Переделаю.

Два швартовых буду хранить при помощи браслета Jobe для чеки:



Осталось подрезать и оплавить концы.

Вот. Теперь таким же плетением заплету кранцы (не то чтоб сильно надо но руки чешутся ) и остальные два длинных швартовых.
__________________
Cobra 1600 + Evinrude E60DPL / Sun Tracker Mega Hut 36+ Evinrude E200DSL

Востаннє редагував Старпом: 12.05.2014 о 19:26.
Старпом зараз поза форумом   Відповісти з цитуванням
12 пользователя(ей) сказали cпасибо:
alex__k (23.05.2014), DneprZDN (23.05.2014), Gordey (23.05.2014), Larik (12.05.2014), Lodochnick (24.05.2014), student (23.05.2014), submarine77 (31.08.2015), Алексей 513 (21.11.2019), Зяма1972 (12.05.2014), КТМОВ-- (23.05.2014), Мистер Джонсон (22.01.2017), Странник (12.05.2014)