Имея уже некоторый опыт как в поиске яхты,так и её эксплуотации, хочу подтвердить что согласен с автором статьи очень даже.
Вот собственно и сама статья:
Вторичный рынок СКАНДИНАВИИ...
90% всего парка водной техники Скандинавии состоит из катеров и яхт с корпусами из материала, основу которого составляет стекловолокно.
Имея стереотипное представление о материалах, обыватель редко задаётся вопросом: почему проживая в жёстком северном климате, имея патологическое требование к высокому качеству, комфорту, экологии и безопасности, шведы в основном пользуются пластиковыми катерами и яхтами, а не, к примеру, стальными или алюминиевыми?
Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить просто и понятно для обычного обывателя, без применения заумных фраз и непонятных слов и, не зарываясь в дебри сравнения технологических процессов и различных материалов.
Итак, основным показателем того, что вещь хорошая является, безусловно, статистика. Достаточно определиться с двумя критериям: прежде всего, статистика того, сколько товар выпускался/выпускается (т.е. спрос), и как долго этот товар находится в обороте вторичного рынка.
Для примера, возьмём одну из самых популярных шведских яхт Albin Vega 27. Краткий экскурс в историю: яхта создана выдающимся шведским конструктором Пэром Брохаль, серийный выпуск 1966 – 1980 гг, выпущено 3552 экземпляра.
Стоимость новой яхты: 1966 г. – 36000 шв.кр., 1974 г. – 66000 шв.кр., 1977 г. – 93000 шв.кр., 1980 г. – 120000 шв.кр. Средняя стоимость яхты б/у на рынке Европы в августе 2011 г. – 12000 евро (106000 шв.кр). Минимальная цена за яхту в рабочем состоянии (на август 2011) - 2000 евро (18000 шв.кр), максимальная цена – 19500 евро (172000 шв.кр). Можно сделать вывод - цена яхты фактически не зависит от года выпуска и определяется индивидуально.
Материал корпуса – стекловолокно на эпоксидной смоле по технологии горячего отвердения вакуумным прессованием, гарантийный проектный период использования - 50 лет, теоретический - 100 лет. Эта технология применялась с конца 60-х до средины 80-х, позже производители перешли на более дешёвую – холодного прессования. Переход на другую технологию был продиктован, как ни странно, не движением прогресса вперёд, а фактически его откатом, экономическими соображениями, диктуемыми рынком и достаточной прочностью материала.
Прочность корпуса ”горячего” прессования в 5-9 раз выше ”холодного”, но это не значит, что прочность нынешних лодок хуже, нет - просто проектировщики и производители приняли принцип ”достаточной необходимости”. Это также не значит, что ”горячая” технология была забыта-заброшена, по этой технологии и в настоящее время выпускают корпуса для спортивных яхт и катеров, а также яхты по спецзаказу, но и цена их, разумеется, намного выше цен серийного производства. Чем же ”горячий” материал отличается от ”холодного”? Весом, прочностью, износоустойчивостью и, при этом, он практически не подвергается осмосу, и всё это в несколько раз по отношению к ”холодному”. Понятие ”в несколько раз” подразумевает также и временной период в десятилетия. Пройдя по маринам Швеции, вы увидите тысячи красивых, чистеньких, сияющих глянцем парусных и моторных яхт, и многие не поверят, что 8 из 10-ти увиденных - произведены в 70-80 годах, но это так. А куда же подевались яхты, выпущенные в период конца 80-х - начала 2000-х!? Хороший вопрос, не правда ли!?
Работая на рынке водной техники, и осмотрев сотни различных яхт и катеров, мы задавались вопросами, почему рынок Скандинавии на 80% состоит из моделей, выпущенных в 70/80-х годах? Почему стоимость этих яхт далеко не символическая? Почему шведы упорно заменяют оборудование, паруса и двигатели, но не меняют саму яхту? Экономят? Оказывается, НЕТ! Они обоснованно верят в качество отечественных производителей, проверенному временем, жесткими погодными условиями и не видят смысла выбрасывать то, что находится в прекрасном состоянии. На большинстве яхт и катеров выпуска 70/80-х уже заменено практически всё оборудование и такелаж, а на многих - и двигатели. На таких яхтах шведы смело выходят в дальние походы, не беспокоясь за свою безопасность.
К сожалению, яхтенный парк России, а тем более Украины, насчитывает считанные единицы шведских яхт выпуска 70-80 годов, но даже на таком незначительном количестве примеров можно убедиться в их высочайшем качестве и в том, что эти лодки будут служить ещё десятилетия.
Когда житель необъятных просторов СНГ, наконец-то, почувствовав себя человеком, и имея достаточное количество средств, чтобы обеспечить себе человеческое существование, обращает свой взор внутрь себя и находит там давнюю (или не очень давнюю) мечту ходить под парусом, или с ветерком мчаться по воде на моторной яхте, он, прежде всего, пускается по волнам информации. И здесь начинается тяжкий труд - поиск подходящего варианта. Тяжкий, потому что информации на русском языке много, но она часто дает диаметрально противоположную оценку , и не понятно, кому же верить!? К тому же, в голове, железобетонной стеной стоит представление о том, ”что такое новое и старое”, на примере автомототехники, а это абсолютно не применимо к яхтам.
Мы, ни в коем случае, не отговариваем вас от покупки новой яхты, мы только пытаемся объяснить, что лодки 30-летнего возраста - это далеко не ”рухлядь”! Если ваш бюджет ещё не позволяет купить новый ”летучий голландец”, то смело приобретайте лодку 70-80 годов и наслаждайтесь качеством и комфортом.
Материал с сайта
Сообщество яхтсменов, доска объявлений, новости из мира яхт, яхтинг,sailing - Яхт-Ком