Типичные причины аварийных случаев: попытки встать на якорь на судовом ходу, использование GPS в качестве единственного средства навигации, управление моторными яхтами в пьяном виде, столкновения при входе/выходе из марин. Никто не будет спорить с утверждением, что море может быть очень страшным в штормовых условиях. Но отсутствие здравого смысла способно создать проблему и на пустом месте.
Цена беспечности
Каждого, кто выходит в море, в той или иной мере беспокоит вопрос безопасности. Несмотря на это, некоторые яхтсмены считают использование спасательного жилета признаком трусости, а страховочного конца – паранойей. Мировая яхтенная пресса не без иронии именует такое поведение «мачизмом» – масштабы «бедствия» таковы, что этот термин уже прочно обосновался не только в журналистике, но и в серьезной литературе и даже в лоциях.
Яхтенные школы, к какой бы системе они ни относились, при подготовке яхтсменов максимум внимания уделяют не работе с парусами, к примеру, а именно безопасности. И все же яхтсмены продолжают делать одни и те же ошибки, многие из которых стоят им жизни. Неадекватная оценка обстановки и беспечное отношение к вопросам безопасности приводят к очередным жертвам, в том числе и среди тех, кто рассчитывал побыть пассажиром на борту.
Опыт показывает, что фатальные ошибки довольно типичны. Неожиданные происшествия, например внезапная потеря фальшкиля, как это произошло с яхтой Excalibur недалеко от Австралии, что привело к мгновенному переворачиванию лодки и гибели четверых из шести опытных океанских гонщиков, случаются крайне редко. В большинстве случаев яхтсмены гибнут по глупости: из-за неиспользования спасательного жилета и страховочного конца (harness – сбруи) и другим элементарным причинам – таким, как взрыв газового баллона на камбузе
Вот несколько типичных примеров халатности, приведших к трагедии.
В штормовых условиях западнее Австралии из воды был поднят в бессознательном состоянии яхтсмен, предположительно упавший за борт с поврежденной 11-метровой яхты Wind Rider или, возможно, Wave Rider. Несколько часов спустя он скончался в госпитале в Олбани. Полицейские отметили, что мужчина упал в воду в 40 милях от берега и не имел спасательного жилета. Сигнал с аварийного буя (EPIRB) был получен Австралийским спасательно-координационным центром (AusSAR). К месту происшествия выдвинулся сухогруз, находившийся поблизости. Спасатели полагают, что яхтсмен либо был смыт с борта волной, либо пытался самостоятельно доплыть до сухогруза. К моменту прибытия вертолета он уже находился без сознания. Спасателям пришлось приложить огромные усилия, чтобы поднять его на борт вертолета. Покинутая яхта осталась дрейфовать в районе бедствия.
В города Лефкас суд признал виновными в халатности, повлекшей гибель человека, трех сотрудников компании Sunsail. Тогда в спортивном лагере Club Vounaki (Греция) утонула 11-летняя британская школьница Лора Морган. Трагедия произошла в результате переворачивания небольшого катамарана Hobie Cat. Лора оказалась в воде под растянутой между корпусами сеткой, которая не позволила девочке выбраться из воды. Трое из пяти сотрудников клуба, представших перед судом, признаны виновными. На основании результатов расследования происшествия RYA обязала инструкторов парусных школ иметь специальные ножи для аварийного обрезания такелажа или, как в данном случае, сети, которая является «палубой» легкого катамарана.
Шкипер Дэвид Клир, нанятый для перегона яхты из Солента в Плимут, ночью при ветре 7–8 баллов упал за борт. Хозяин яхты, который тоже был на борту, подал сигнал MAYDAY, принятый береговой охраной. В поисково-спасательной операции приняли участие два спасательных катера и вертолет. Тело яхтсмена было обнаружено спустя три часа в 10 милях к юго-востоку от мыса Сент-Олбанс Хед. Дэвид Клир имел спасательный жилет, но находился в холодной воде слишком долго. В момент инцидента на море бушевал настоящий шторм, но страховочный конец на яхте не использовался.
Недалеко от острова Паффин (Великобритания) яхта типа BEZ2 (небольшая польская пластиковая яхта, похожая на класс «Микро») перевернулась в условиях волны около 1,5 метров, ветре 5 баллов и температуре воды +16° С. На яхте находились четыре человека: владелец Уильям Тинсли, его сын Йен и двое внуков. Попытки вернуть лодку в нормальное состояние успехом не увенчались – набравший воды BEZ2 вновь переворачивался. Находившиеся в воде более часа члены экипажа были подобраны проходившими мимо рыбаками. Уильям и его внук погибли. Расследование показало, что владелец не имел никакого парусного опыта до покупки лодки на Birmingham Boat Show. Его спасательный жилет не был правильно отрегулирован. Кроме того, одежда яхтсменов не соответствовала погоде.
33-футовый катамаран Eclipse перевернулся в условиях высокой волны у тихоокеанского побережья Мексики. Два члена экипажа, Ричард Вудс и Джетти Мантцке, оказались в воде и были спасены экипажем вертолета ВМС США. Операция проводилась при ветре 10 баллов. Своим спасением яхтсмены обязаны в том числе устройству McMurdo GPS PLB (Fastfind Personal Locator Beacon 407 MHz – персональный буй). Персональный буй работает в стандарте COSPAS-SARSAT, то есть его можно использовать в любой точке планеты с точностью определения координат точки в 3 мили. Буй размером с две сигаретные пачки размещается в комбинезоне или спасательном жилете. В нашей стране он пока официально не распространяется.
Типичные причины аварийных случаев: попытки встать на якорь на судовом ходу, использование GPS в качестве единственного средства навигации, управление моторными яхтами в пьяном виде, столкновения при входе/выходе из марин. Никто не будет спорить с утверждением, что море может быть очень страшным в штормовых условиях. Но отсутствие здравого смысла способно создать проблему и на пустом месте. Например, экипаж, перегонявший владельцу 40-футовый Fairline Phantom, умудрился воспользоваться демо-версией электронной карты С-Мар для навигации. В результате лодка на большой скорости влетела в буй и быстро затонула. Люди остались живы и по решению суда были приговорены к выплате компенсации размером в 220 тысяч фунтов стерлингов. За перегон яхты «шкиперы» намеревались получить 100 фунтов на двоих.
Анализ случаев успешного спасения наводит на мысль, что в первую очередь выживают яхтсмены, которые крайне озабочены вопросами собственной безопасности. В экипировку выжившего входит одежда, как правило, более высокого штормового класса, чем фактическая погода (лучше всего гидротермокостюм, рассчитанный на 2–3, а лучше до 6 часов выживания в воде +5° С), высокого качества спасательный жилет, рассчитанный на совместное использование его со штормовым комбинезоном и другой одеждой. Кроме того, в обязательную экипировку входит нож, которым отрезаются при необходимости страховочные концы (отстегнуть карабин при сильном натяжении конца обычно очень трудно).
Многие спасенные использовали персональные EPIRB (сигнал с аварийного буя) или PLB (персональный буй), как в случае с яхтой Eclipse, a также имели флеш-фонари с ресурсом непрерывной работы около 14 часов (дайверские мигающие сигнальные не годятся: они, как правило, работают около часа, потом батарейки садятся). Яркий проблесковый фонарь на жилете сокращает время поисков спасаемого в воде в ночных условиях.
http://mainsail.ru
ym-online.ru ::