Оставаться в Кальмаре на следующий день ради экскурсий мы не захотели. Нам предстоял переход в 200 миль, а по центру Балтики прогноз по прежнему показывал огромную штилевую зону. Неизвестно, на сколько мы могли в ней застрять. Решили, что если у нас останется время, то лучше мы потратим его на экскурсии по Гданьску. Тем более что с заходом солнца встречный ветер стих, и прогноз обещал, что до обеда в районе Кальмара ветер будет попутным и даст нам возможность быстро выйти за остров Эланд и пойти курсом на Гданьск.
Утро в марине Кальмар
Обещанного попутного ветра утром не было. Пришлось заводить мотор. Мы вышли из марины и прошли очень узким фарватером. Благо не было больших кораблей. Как тут можно разойтись с танкером я не представляю. Справа по борту нам открылся вид на кальмарский замок. Не побывали мы там внутри, но хоть с воды на него поглазели.
Вид на замок Кальмар и пролив.
Примерно через час после нашего выхода из марины подул ветер, но опять встречный. И сила его быстро возрастала. Еще через час ситуация повторила вчерашнюю. Лавировка при ветре 10-12 м/с. Но здесь пролив шире, опасностей меньше и галсы можно было делать длиннее. После 12 часов непрерывной лавировки мы преодолели первые 35 миль и наконец-то вышли на траверз маяка на южной оконечности острова Эланд.
Берега Швеции остаются за кормой
По мере того, как мы приближались к выходу из-за острова, ветер ослабевал и менял направление. К тому моменту, когда маяк был у нас на траверзе дуло 5-6 м/с, а курс с крутого бейдевинда изменился до галфвинда, а еще через час до бакштага. О погодном сайте, ссылку на который я давал выше я в то время не знал и прогнозы смотрел только по GRIB файлам. А они дают общее представление о ветре не учитывая местных эффектов. Я потом все лето регулярно просматривал ветровые условия в этом регионе (ну, просто мне было очень интересно, как же у нас вышла такая лажа с ветром) и увидел, что мои предположения о том, что между материком и островом Эланд должно образовываться подобие аэродинамической трубы, было верным. Но, по какой-то причине, ветер в ней почти всегда дует с юга на север. При этом не важно какое он имеет направление над сушей и над морем – здесь в проливе он развернется и многократно усилившись будет дуть с юга на север. Иное направление очень редкое. Вот такие «особенности национального яхтинга по Кальмарски»

Так что если идти этим проливом с туристическими целями, то лучше это делать с юга на север, или готовиться дергать дизель-шкот.