Описываю личный опыт восстановления как-бы сильно б/у мотора Тойота Королла, мотор 4E-FE, 1,3Л, бензин, два распредвала, 16-ти клапанный. 86-88 л/с - разница в свечах, 88 при установке платиновых (для Японии, в Европе обычные, соотв. 86 сил). Блок цилиндров чугунявый, не гильзован, голый чугун. Брал с пробегом на спидометре 235К, машина 1996-го года. Все говорили, что спидометр скручен, кароджу 25 лет, там 500К минимум. См. ниже по этому поводу

Кузов без следов коррозии, мотор нереально жрал масло и трохи дымил, но "шептал" и машина на дороге очень резвая. Сыграл в лотерею... Поменял на первое время сальники, промывку системы, масло и т.д., как-то каталась, сейчас появилась возможность поставить на капиталку мотора и приложить руки.
До снятия головы наслушался всяких прогнозов по состоянию мотора. Он должен был быть убитый в говно, надеяться не на что, зачем это было покупать, я вообще не понимаю в авто и пр. Убрал для начала дурные проблемы в виде протекающих уплотнений, изношенных датчиков, соединив болтающиеся разъемы (мастерам на СТО привет, после этого все чеки пропали и все заработало

) и т.д. Стало возможным локализовать проблему по ГБЦ. Определилось небольшое подтекание антифриза в цилиндры через прокладку, как минимум. Признаки - характерный налет на свечах и после остывания мотора, если с полчаса постоит - стартером крутить секунду-две приходилось, как-бы намек на образование конденсата на свечах. Жрала по городу 10+ литров против нормы 6,5. Прогнозы были что убита поршневая и мотор на расточку цилиндров однозначно. После применения присадок коптить и масло жрать перестала, у меня был другой прогноз, жалею, что не забился на деньги

В прошлую пятницу обезглавили с матюками, японцы еще те извращенцы.
Что в итоге. Пробег 235К. Есть даташит со всеми размерами всех деталей. Цилиндры износ 5-10 мкм, точнее померять не могу. Предельный износ по мануалу 200 мкм. Овала не определятеся калибром. Еще видна сетка от хона. Камрад, будучи радикальным пессимистом по механике, сначала не поверил, потом ничего не сказал

В блок пока не лез, разбирался с головой. Как и предсказывал - в цилиндры был небольшой подсос антифриза через прокладку. Не прогар окантовки, или коррозия, а х.з. как, вроде следы протекания на плоскости головы. В мотор кто-то лазил, болты крепления головки были явно не дожаты, скорее всего затягивали "на глаз" (еще раз привет мастерам на СТО

). в двух цилиндрах клапана не прилегали настолько хреново, что там о компрессии речи и быть не могло. На них же характерные отложения от антифриза. Отговаривали все лезть в мотор, бричка очень живенько каталась...

В выпускных каналах нагар толщиной до 1,5 мм, специально замерял

Сильно помогло это средство, сорри что использовал вражеское, но альтернативы не нашел
https://avtozvuk.ua/lavr-complex-foa...BoCfAsQAvD_BwE 0,3-0,5 мм смывает до металла, до полутора мм размягчает до консистенции воска, удалять не так сложно.
Клапана, за исключением пары-тройки, которые не успел замерить, на штоках сохранили заводское оксидирование. Направляющие не мерял, нет инструмента, но маловероятно что нарисутеся износ. На станок - геометрия седел/клапанов и зачистить плоскость, фактически косметика, геометрия и размеры "в нуле".
И что по итогу вышло. "Убитая" на первый взгляд тачка оказалась очень даже живой, если бы предыдущий хозяин не заливал в нее говномасло и говнобенз, хрен бы выставил на продажу

Если появляются проблемы - не стоит доводить до критического состояния. Кародж в принципе очень неплохо катался, большинство специалистов со стажем агрессивно убеждали, что еще тысяч сто нефиг в нее лазить... По результатам вскрытия мотор сыпаться начал бы через 5-7 тысяч, критично, до замены головы и расточки цилиндров...
По окончанию всех экзерсисов, включая исправление геометрии и полировку каналов головы блока, результат опишу
ПС Все это к чему, кроме поделиться опытом... Для начала далеко не все "специалисты" специалисты

Всякого наслушался, теперь даже не заходят, наверное стыдно

Старое железо часто даст фору новому не взирая на возраст. И еще переживет пару поколений шлака, что проектировался под руководством менеджеров. Если брать б/у тачку "старых кровей" не нужно искать с "идеальным" мотором, мотор приводится в порядок, это будет дешевле, чем купить кота в мешке с биркой "как новый"