Вообще-то он не страшный, а очень даже полезный: так звали изобретателя этого узла, который по-научному именуется "дейдвудный подшипник".
Но называют его как угодно: дейдвудная втулка, втулка Гудрича, подшипник Гудрича или просто - "гудрич".
Выглядит он примерно так:
Достаточно сказать, что это резиновая или пластиковая втулка причудливой формы, впрессованная в металлическую обойму - такой себе стакан.
Но для понимания идеи я всё-таки распишу поподробнее: я сам столкнулся с полным непониманием этого термина, когда перебирал валопровод, да и сейчас вопрос "что такое гудрич?" встречается часто (у любого новичка-длинномерщика).
Итак, валопровод.
Глубоко копать не буду - достаточно знать, что он предназначен для передачи крутящего момента от главного двигателя к движителю (гребному винту).
Вообще, на больших судах этот узел достаточно сложен, и включает массу устройств вроде подшипников, фрикционного тормоза, токосъемника - на наших судах этого, конечно же, нет.
У нас это, как правило, передаточное звено между редуктором и винтом, и содержит (в идеале) эластичную муфту, промопору (опорный подшипник), сальник и подшипник Гудрича. А иногда - ни муфты, ни опорного подшипника нет - каждый самодельный катер имеет свои особенности.
Для примера возьмем схему валопровода "Амур" - она достаточно показательна, да и многие "селедки" унаследовали её без изменений.
1 - Двигатель; 2 - Реверс-редуктор; 3 - Карданный вал; 4 - Гребной вал; 5 - Фланец; 6 - Резиновые подшипники; 7 - Кронштейн; 8 - Дейдвуд; 10 - Манжеты; 11 - Корпус сальника; 12 - Гибкий шланг; 13 - Гребной вал; 14, 15 - Гайка; 16 - Кронштейн.
В этой схеме нам интересен именно гребной вал и то, что он проходит через две трубы: одна - в корпусе, вторая - непосредственно перед винтом. Эти трубки именуются дейдвудами, и как раз в них и установлены втулки (подшипники) Гудрича.
На этой маленькой схемке все видно:
Или вот еще такая схема:
(2 - это и есть подшипник Гудрича перед гребным винтом.)
То, что она маленькая, не страшно - нам интересна схема самого узла дейдвуда, так что возьмем схемку покрупнее:
Дейдвудное устройство:
1 - носовой (или подсальниковый) подшипник гребного вала; 2 - пеньковая набивка; 3 - дейдвудный сальник; 4 - фланец дейдвудной трубы; 5 - переборка; 6 - дейдвудная труба; 7 - кормовой (или дейдвудный) подшипник гребного вала; 8 - ахтерштевень; 9 - гайка
Она тоже достаточно условна, потому что конструкции могут различаться от катера к катеру, но в целом дает представление об общей схеме.
Слева - винт, справа - редуктор, а посередине....
В середине как раз и находится подшипник Гудрича. Достаточно взглянуть на первое фото, чтобы понять - вал, проходящий внутри втулки, смазывается забортной водой, которая через каналы по периметру мгновенно оказалась бы в трюме, если бы не уплотнитель - на схеме указана пеньковая набивка, но чаще используется банальный графитовый уплотнитель (т.н. "сальниковая набивка") квадратного сечения.
Эта набивка укладывается спиралью (по ходу вращения вала) и поджимается наружной подпружиненной шайбой на болтах или самостоятельной резьбе. Вот, собственно, и вся конструкция. Иногда в нее добавляют подачу от насоса забортной воды - чтобы лучше смазывалось.
Периодически сальниковую набивку надо заменять на свежую, но даже если просто подтягивать периодически, она служит достаточно долго.
Остается законный вопрос - где взять этот гудрич, если вдруг что?
Вопрос отменный, ибо зачастую искать их приходиться или по рундукам старых боцманских запасов, или заказывать на разных заводах - зависит от того, стандартный он или нет. Но если вдруг проблема встала перед вами во всей своей красе, не отчаивайтесь: его можно сделать в любой мастерской: найти токаря со станком, и вуаля.
Выточить его можно из
капролона - этот материал намного лучше фторопласта для этих целей (по оценкам разных экспериментов, и рекомендациям специалистов), а в дейдвудную трубку вклеить на подходящем герметике (например, кузовном автомобильном "Крокодиле"). Главное - соблюсти центровку, но если вал установлен, шансов ошибиться немного.
Самый лучший вариант, как по мне, описан в этой статье:
При желании можно найти информацию об изготовлении подшипника Гудрича можно и в подшивках КиЯ, и в интернете. Правда, меня они не впечатлили, потому и добавлять их не буду. Скажу только, что при самом неудачном раскладе подшипник Гудрича можно изготовить из подходящего резинового или дюритового шланга, пропилив пазы круглым напильником - только рассчитывать на то, что он прослужит долго, не стоит: такой выход можно применить только для того, чтобы не сидеть на суше, пока изготавливается "правильный" вариант.