Форум водно-моторного Клуба Фрегат

Форум водно-моторного Клуба Фрегат (http://forum.fregat.club/)
-   Длинномер (http://forum.fregat.club/длинномер/)
-   -   Этот страшный зверь Гудрич (http://forum.fregat.club/длинномер/3749-этот-страшный-зверь-гудрич.html)

sema 20.12.2011 20:11

Этот страшный зверь Гудрич
 
У темі 1 долучень
Вообще-то он не страшный, а очень даже полезный: так звали изобретателя этого узла, который по-научному именуется "дейдвудный подшипник".
Но называют его как угодно: дейдвудная втулка, втулка Гудрича, подшипник Гудрича или просто - "гудрич".

Выглядит он примерно так:

http://reka21.ru/img/bearings/b5.jpg

Достаточно сказать, что это резиновая или пластиковая втулка причудливой формы, впрессованная в металлическую обойму - такой себе стакан.
Но для понимания идеи я всё-таки распишу поподробнее: я сам столкнулся с полным непониманием этого термина, когда перебирал валопровод, да и сейчас вопрос "что такое гудрич?" встречается часто (у любого новичка-длинномерщика).

Итак, валопровод.
Глубоко копать не буду - достаточно знать, что он предназначен для передачи крутящего момента от главного двигателя к движителю (гребному винту).
Вообще, на больших судах этот узел достаточно сложен, и включает массу устройств вроде подшипников, фрикционного тормоза, токосъемника - на наших судах этого, конечно же, нет.

У нас это, как правило, передаточное звено между редуктором и винтом, и содержит (в идеале) эластичную муфту, промопору (опорный подшипник), сальник и подшипник Гудрича. А иногда - ни муфты, ни опорного подшипника нет - каждый самодельный катер имеет свои особенности.
Для примера возьмем схему валопровода "Амур" - она достаточно показательна, да и многие "селедки" унаследовали её без изменений.

https://lh6.googleusercontent.com/-A...30/amur_vm.jpg

1 - Двигатель; 2 - Реверс-редуктор; 3 - Карданный вал; 4 - Гребной вал; 5 - Фланец; 6 - Резиновые подшипники; 7 - Кронштейн; 8 - Дейдвуд; 10 - Манжеты; 11 - Корпус сальника; 12 - Гибкий шланг; 13 - Гребной вал; 14, 15 - Гайка; 16 - Кронштейн.

В этой схеме нам интересен именно гребной вал и то, что он проходит через две трубы: одна - в корпусе, вторая - непосредственно перед винтом. Эти трубки именуются дейдвудами, и как раз в них и установлены втулки (подшипники) Гудрича.
На этой маленькой схемке все видно:

https://lh5.googleusercontent.com/-p...ustroystvo.jpg

Или вот еще такая схема:

https://lh5.googleusercontent.com/-P...bnoiy_val3.jpg

(2 - это и есть подшипник Гудрича перед гребным винтом.)

То, что она маленькая, не страшно - нам интересна схема самого узла дейдвуда, так что возьмем схемку покрупнее:

https://lh5.googleusercontent.com/-7...ustrojstvo.jpg

Дейдвудное устройство:
1 - носовой (или подсальниковый) подшипник гребного вала; 2 - пеньковая набивка; 3 - дейдвудный сальник; 4 - фланец дейдвудной трубы; 5 - переборка; 6 - дейдвудная труба; 7 - кормовой (или дейдвудный) подшипник гребного вала; 8 - ахтерштевень; 9 - гайка


Она тоже достаточно условна, потому что конструкции могут различаться от катера к катеру, но в целом дает представление об общей схеме.
Слева - винт, справа - редуктор, а посередине....
В середине как раз и находится подшипник Гудрича. Достаточно взглянуть на первое фото, чтобы понять - вал, проходящий внутри втулки, смазывается забортной водой, которая через каналы по периметру мгновенно оказалась бы в трюме, если бы не уплотнитель - на схеме указана пеньковая набивка, но чаще используется банальный графитовый уплотнитель (т.н. "сальниковая набивка") квадратного сечения.

https://lh5.googleusercontent.com/-W...uplotnitel.jpg

Эта набивка укладывается спиралью (по ходу вращения вала) и поджимается наружной подпружиненной шайбой на болтах или самостоятельной резьбе. Вот, собственно, и вся конструкция. Иногда в нее добавляют подачу от насоса забортной воды - чтобы лучше смазывалось.
Периодически сальниковую набивку надо заменять на свежую, но даже если просто подтягивать периодически, она служит достаточно долго.

Остается законный вопрос - где взять этот гудрич, если вдруг что?
Вопрос отменный, ибо зачастую искать их приходиться или по рундукам старых боцманских запасов, или заказывать на разных заводах - зависит от того, стандартный он или нет. Но если вдруг проблема встала перед вами во всей своей красе, не отчаивайтесь: его можно сделать в любой мастерской: найти токаря со станком, и вуаля.
Выточить его можно из капролона - этот материал намного лучше фторопласта для этих целей (по оценкам разных экспериментов, и рекомендациям специалистов), а в дейдвудную трубку вклеить на подходящем герметике (например, кузовном автомобильном "Крокодиле"). Главное - соблюсти центровку, но если вал установлен, шансов ошибиться немного.

Самый лучший вариант, как по мне, описан в этой статье:

https://lh4.googleusercontent.com/-L...5D1%252587.JPG

При желании можно найти информацию об изготовлении подшипника Гудрича можно и в подшивках КиЯ, и в интернете. Правда, меня они не впечатлили, потому и добавлять их не буду. Скажу только, что при самом неудачном раскладе подшипник Гудрича можно изготовить из подходящего резинового или дюритового шланга, пропилив пазы круглым напильником - только рассчитывать на то, что он прослужит долго, не стоит: такой выход можно применить только для того, чтобы не сидеть на суше, пока изготавливается "правильный" вариант.

manjul 20.12.2011 21:34

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

Допис від sema112 (Допис 85632)
Но если вдруг проблема встала перед вами во всей своей красе, не отчаивайтесь: его можно сделать в любой мастерской: найти токаря со танком, и вуаля.

думаю что у меня будет повод припомнить тебе оную фразу:) токаря-танкисты большой дефицит. кста, о чем вообще пост, а?

sema 20.12.2011 21:40

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

Допис від manjul (Допис 85653)
думаю что у меня будет повод припомнить тебе оную фразу:) токаря-танкисты большой дефицит. кста, о чем вообще пост, а?

Дык это же не вал, Игорь... Втулку из капролона выточить проще, чем двухметровый вал, на который и сталюку хрен найдёшь...
А токари - ну, проблема, да...
А пост - ну, может, кому-то и поможет понять, что такое "гудрич" :-)
Лично я к пониманию этого вопроса шел пару месяцев.

manjul 21.12.2011 13:01

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
видишь ли серега, ты просто творчески и красиво пересказал букварь, который и так каждый владелец винтового катера обязан был читать. При этом не принес ничего полезного, как то: как например отличить капролон от фторопласта? (я например не знаю что такое капролон) где брать оный и сколько он щас стоит? "намного лучше" это насколько? при вытачивании капролонового внутренние канавки предполагаются или нет? какой напуск на размер должен быть для каждого из материалов?(я помню что фторопласт в размер не точится) а по сравлению с резинометаллическим гудричем он лучше или нет? наваривают ли в киеве резину на гудрича и если да то где, почем и сколько стоит? а если купить промышленный (советсткий, буржуйский) то где(телефоны, адрес) и почем?
Вот такие вопросы меня реально интересовали пока у меня была валовая линия. В твоем посте для себя практической полезности нашел нуль. абсолютный нуль - не в обиду будет тем кто тебя поблагодарил.

Sven 21.12.2011 13:58

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

В твоем посте для себя практической полезности нашел нуль. абсолютный нуль - не в обиду будет тем кто тебя поблагодарил.
Игорь, это мне напомнило анекдот

"Замужние женщины настолько наивны, что даже утренню эрекцию принимают на свой счет "

Статья то - общеобразовательная, целевая аудитория - те кто задумывается над покупкой длинномера с валом или просто те кто слышал "гудрич" но никогда не встречался и не заморачивался... При таком раскладе и БУКВАРЬ можно обьявить БОЯНОМ :garmonist: и забанить нах в магазинах города :-)

sema 21.12.2011 14:16

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

Допис від manjul (Допис 85738)
видишь ли серега, ты просто творчески и красиво пересказал букварь, который и так каждый владелец винтового катера обязан был читать. При этом не принес ничего полезного, как то: как например отличить капролон от фторопласта? (я например не знаю что такое капролон) где брать оный и сколько он щас стоит? "намного лучше" это насколько? при вытачивании капролонового внутренние канавки предполагаются или нет? какой напуск на размер должен быть для каждого из материалов? (я помню что фторопласт в размер не точится) а по сравлению с резинометаллическим гудричем он лучше или нет? наваривают ли в киеве резину на гудрича и если да то где, почем и сколько стоит? а если купить промышленный (советсткий, буржуйский) то где(телефоны, адрес) и почем?
Вот такие вопросы меня реально интересовали пока у меня была валовая линия. В твоем посте для себя практической полезности нашел нуль. абсолютный нуль - не в обиду будет тем кто тебя поблагодарил.

Ты прав - для любого продвинутого катериста тема ничего из себя не представляет. А вот для новичка - в самый раз. Вот я бы был бы очень благодарен тому, кто мне в свое время так бы разжевал, на примитивном уровне. Но почему-то все, кто "прожевали" эту тему самостоятельно, молчат и не делятся сакральным знанием.
Но БУКВАРИ пока никто не изымает из продажи, а я вот, будь такая возможность, написал бы книгу: "БУКВАРЬ ВОДНОМОТОРНИКА".

Во-вторых - это форум, а значит, каждый может задать любой вопрос, и получить ответы. Вот ты уже задал много хороших вопросов, например. И я постараюсь на часть ответить, а часть поправить в статье.

Но... я не зря привел скан книги: в ней расписан дотошно и по всем пунктам процесс изготовления втулки именно из капролона, со всеми размерами, допусками и посадками. Там же и чертеж, и канавки, и форма приведены. Зачем это дублировать в тексте?

"Намного лучше" - это проще, чем долго расписывать недостатки фторопласта. Его вредность и противность в обработке, невозможность приклеить, а главное то, что он "плывет" под физическими нагрузками, теряя форму (от них свободен капролон). Писать, где его купить, да еще и цену? Игорь, тебе ли не знать, как в наших условиях теряется актуальность подобной информации? Проще воспользоваться поисковиком.
Вот, например - Капролон пруток диаметр 100мм длина 1000мм: продажа, цена в Харькове. Капралон компании ООО «Апласт»
Цена и поставки актуальны на сегодня...

Как отличить? А не мучаясь покупать там, где есть сертификат.
Предлагают простые способы проверки:
- "Плавится и горит жёлтым пламенем, имеет запах капрона при горении. "
- "При ударе не раскалывается - лупи молотком со всей силы!!!"
- "по-моему, растворяется в муравьиной и уксусной кислоте"
- "Цвет слоновой кости обычно у капролона, фторопласт белый и похож на сало"

Все вопросы "где купить" - не к букварю. Это очень индивидуальная хрень. У каждого катера свои особенности, и я их не знаю. Согласись, если кто-то задаст вопрос "Мужики! А где купить гудрич на мой вариант (фото, размеры)", на него проще ответить, чем дать обобщенные рекомендации "на все случаи жизни"? Вот, у меня лежит ссылка на некий заводишко в Херсоне - но насколько она актуальна, я даже не знаю.

stp 21.12.2011 14:54

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Предупреждаю сразу, дабы не было потом обид, тему буду чистить!!!!

Шамич 04.02.2012 19:08

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Сергей!
На моем пароходе сделан "гудрич" именно по этой статье из капролона.У меня есть этот номер КиЯ.Так как резиновый гудрич изготовить сложнее.Я и решил сделать несколько подшипников и служат по сей день,у товарища тоже.
У меня сам подшипник запрессован в дюралевую втулку и вставляется в петух,конструкция сделана таким образом,что ее можно поменять на плаву, правда в теплую погоду.
Отличить капролон от фторопласта очень просто: во-первых капролон желтоватого цвета,а фторопласт-белого.Капролон напорядок прочнее фторопласта даже на ощупь.Фторопласт по своим свойствам аморфен,т.е не держит форму при температурах и нагрузках- т.е. плывет.Его ставят в не нагруженные элементы техники,капролон в отличие от него ставится там где требуются жесткие условия работы.Вот вкратце и все.:ok::cool2:
Купить капролон сейчас не проблема много фирм торгующих пластмассами,сесть обзвонить и все.:-)):cool2:

Antonioni2007 15.02.2013 15:46

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

Допис від sema (Допис 85632)
Вообще-то он не страшный, а очень даже полезный: так звали изобретателя этого узла, который по-научному именуется "дейдвудный подшипник".
Но называют его как угодно: дейдвудная втулка, втулка Гудрича, подшипник Гудрича или просто - "гудрич".

При желании можно найти информацию об изготовлении подшипника Гудрича можно и в подшивках КиЯ, и в интернете. Правда, меня они не впечатлили, потому и добавлять их не буду. Скажу только, что при самом неудачном раскладе подшипник Гудрича можно изготовить из подходящего резинового или дюритового шланга, пропилив пазы круглым напильником - только рассчитывать на то, что он прослужит долго, не стоит: такой выход можно применить только для того, чтобы не сидеть на суше, пока изготавливается "правильный" вариант.

Ребята!Для вас выкладываю журналы "Катера и яхты" Пользуйтесь,на здоровье)))

Antonioni2007 08.11.2015 10:54

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
У темі 1 долучень
Цитата:

Допис від sema (Допис 85632)
При желании можно найти информацию

В электронном виде.

Sergii79 08.11.2015 12:19

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
графитовая набивка съедает вал, и обычно ставится на высокие температуры( в основном на паровые клапана)

Antonioni2007 08.11.2015 13:01

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

Допис від Sergii79 (Допис 393307)
графитовая набивка

у меня на валу более 30 лет,и работает.Вал только блестит на этом месте.Может что-то не в размере?

Sergii79 08.11.2015 14:11

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
возможно у вас набивка асбестовая или жировая?

Antonioni2007 08.11.2015 18:40

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

Допис від Sergii79 (Допис 393323)
возможно у вас набивка асбестовая или жировая?

Если мне адресовано,то отвечу:у меня пеньковая набивка(конопляная)с графитной пропиткой

Шамич 08.11.2015 18:46

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

Допис від Antonioni2007 (Допис 393302)
В электронном виде.

У меня и кума стоят капролоновые подшипники,сделанные по это й статье.:cool2:уже много лет.

Antonioni2007 08.11.2015 18:53

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

Допис від Шамич (Допис 393341)
У меня и кума стоят капролоновые подшипники,сделанные по это й статье.:cool2:уже много лет.

Ну я уже буду ставить КПО-60 в след.году.

mmiron 16.11.2015 23:10

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Здравствуйте господа.
Кто подскажет где сейчас найти эту втулку?)) Или лучше искать токаря и точить из капролона?
А сальниковую набивку где раздобыть??:sos:
В спец магазинах продают по 10 см за 100 грн=-O

sema 17.11.2015 06:28

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Втулку, вероятно, придется делать самотужки или гуглить заводы, возможно, найдется что-то под заказ. Сальниковую набивку (шнур графитовый) раньше без проблем можно было купить на рынке "Юность" у дедов метрами, по гуманной цене.

mmiron 18.11.2015 19:44

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Мужики, может кто недавно занимался вопросом втулки??:-)

КТМОВ-- 18.11.2015 22:09

Re: Этот страшный зверь Гудрич
 
Цитата:

Допис від mmiron (Допис 394978)
Мужики, может кто недавно занимался вопросом втулки??:-)

Обращайся -изготовим из капролона


Часовий пояс GMT +3. Поточний час: 15:31.

vBulletin 3.8.7 ; Copyright © 2000-2025 Jelsoft Enterprises Limited
Переклад: © Віталій Стопчанський, 2004-2010


Search Engine Optimization by vBSEO 3.6.0