Сразу оговорюсь: в этой теме не будет "супер-мега наворотов", дорогущих узлов и материалов, крутейших решений и "аццких приблуд". Лично я считаю, что вваливать сумасшедшие суммы в модернизацию "совецких каструлек" - нелогично и расточительно.
Почему?
Потому что они хороши для людей неторопливого склада характера, точно знающих, чего они хотят, и не желающих тратить массу сил, времени и здоровья. И денег, кстати, тоже. Вот такой вот "советский" подход.
Есть "Бастеры", "Галы", "Финвалы", "Навигаторы" и пр., и пр., на которых комфортно будет и "гонщикам", и "понторезам", и любителям покатушек на лыжах, и даже очень серьёзным рыбакам.
Зачем такая длинная интра, поясню: я пишу об этом в основном для тех, кто не имея много денег - имеет желание приобщиться к водно-моторному отдыху. Я считаю, что "Прогресс" - один из наилучших вариантов.
В моём случае цели и задачи следующие - отдых на воде и рыбалка.
- Выскочить недалеко, но быстро (максимум с ночёвкой на острова, на пляж);
- попасть туда, куда не пройдёт длинномер (мели, протоки - Десна, например);
- служить "метлой" при длинномере, если последний используется как плавбаза;
- работать на выездах (лафетная лодка) там, куда не добраться по воде;
Началось всё с покупки "универсального комплекта начинающего": в него вошли Прогресс-2М (по документам), ПЛМ "Нептун-23" и ящик для барахла.
Прогресс мне достался переделанный: выносной транец, жёсткая рубка а-ля "Сарепта", оригинальный бомболюк, переделанное остекление, штуртросовое управление и родная дистанция.
Этот "броневичок" выглядел так:
Первые же выходы показали: он отменно подходит для одного человека, ловящего исключительно на "донку" или с берега. С лодки ловить было нереально: рубка отъезжала примерно на 70 см, а заднем люке мог удобно себя чувствовать только щуплый невысокий мужичок - и то, для завести мотор или перебросить спиннинг.
Мощности "Нептуна", ясное дело, тоже не хватало для выталкивания на глисс - опять же, один, максимум два рыбачка. Без бутора, налегке. Вот так, например:
Видно, что я сижу в люке - даме (с ф-аппаратом - Инге) уступил место в каюте. Вдвоём можно было рыбачить только так.
Выезд на Ольгин остров с 4-го РОПа занимал целый час: даже с таким малым грузом выйти на глисс и разогнаться удавалось только до 18-22 км/ч.
В итоге рубку сняли, что облегчило карапЪ на 50 кг (примерно), и выкинули из него всё лишнее, включая куски толстенной фанеры, доски на полу и прочее барахло.
Примерно на этот же этап пришлись первые переделки: "Нептун" оснастили электронным зажиганием и электростартером, а для управления приспособили ультрафлексовский коммандер и тросы С2.
Облегчённый вариант "Прогресса" исправно служил разъездной метлой при длинномере (который к тому времени был уже куплен), и прекрасно служил: мне удавалось разгоняться на нем до 31 км/ч!!!
А на глисс с двумя рыбаками выскакивал вообще без проблем.
Единственное, что портило картину - отсутствие нормального пола и "сидушек". К сожалению, в комплекте мне не досталось родных пайол, не досталось и сидений. В качестве времянки приспособили доставшиеся на шару кресла от Газели "Дуэт" - очень, между прочим, удобные, но не самые легкие.
Мы уже почти собрались придумывать, как его переделывать, но выпали на пару лет из процесса: свалились другие заботы. Зато потеоретизировали вдосталь, и выработали общий концепт, который включал следующие тезисы:
1. Мотор - ЗАМЕНИТЬ. Не менее, чем на 40-сильный. Больше нам не нужно, но и меньше - никак.
2. Пол настелить сплошной и прочный.
3. Рулевое заменить на современное, руль перенести направо.
4. Сделать максимально простой интерьер, с минимумом приборов и оборудования, только самое необходимое.
5. Рубку - со слезами на глазах демонтировать и заменить на дуги и "классический" тент.
При выборе мотора основными критериями служили не только цена, но и ремонтопригодность, поэтому наотрез отказались от б/у любого вида и новых "иномарок". Рассматривались движки "из СССР" - "Москва" и "Вихрь-30", "китайцы" ("Parsun", " YAMABISI" и другие) и отечественный Мотор Сич МС-40Э. Победил последний - цена, качество, наличие з/ч, сервис оказались самыми приемлемыми, а уникальный прибор-компьютер и вообще оказался "последней каплей". Не последнюю роль сыграла и простая конструкция. "Совецкие" отпали по причине малой мощности: "если уж рукоблудствовать, то лучше возиться с актуальным мотором, чем с неподходящим по мощности!". Китайцы - не понравились соотношением "цена/качество".
Мотор был куплен в 2011, дюралевые уголки и крепеж - в 2012, а к работам приступили только в мае 2013. Все прошлые годы можно смело вычеркнуть, ибо это был не кастом, а сплошные костыли с минимумом работы. Настоящие переделки начались только сейчас.
Что было:
- ободранный "до набора" "Прогресс".
Первый этап -
монтируем набор (каркас) пола и настилаем фанеру:
Второй этап -
собираем рулевое и коммандер с тросами газ/реверс, вырезаем новую транцевую доску из дуба:
Третий этап:
монтируем "панель управления". По нижней кромке вшит уголок из дюраля, для жесткости. Приклёпан обычными заклёпками (спасибо Сане Пасику!). Поверх на болтах закреплен лист фанеры. В нем просверлены отверстия под рулевое, индикатор топлива и замок зажигания (спасибо Гене Б!). Установлен рулевой редуктор.
Четвёртый этап - монтаж электропроводки. Сперва думал обойтись только замком зажигания (Пуск/Стоп двигателя), потом решил всё-таки подключить замечательный
прибор - бортовой компьютер "от Михаила", специально разработанный для МС-40. Он примечателен не только датчиком температуры, но и контролем над состоянием двигателя: при перегреве или превышении оборотов он ограничивает обороты, включает световую и звуковую сигнализацию, а в критической ситуации - глушит двигатель, не допуская его "смерти". Ну, и других "пасочек" навалом
К сожалению, у меня пока нет фото проводки. Видно только то, что она подключена к мотору и жгут на выходе у "торпеды". Сели батарейки, отфотографирую позже...
Пока же вот, то, что есть (на фото выше).
На "сопли" не обращайте внимания: из-за того, что не нашлось фрезы под диаметр прибора, а у замка зажигания оказалась короткая резьба, пришлось развесить это так, как есть. После замены замка и просверливания отверстия под прибор полностью готовый жгут будет упакован в гофру и спрятан под "торпеду" - там уже всё готово.
Все эти работы преследовали одну цель: как можно быстрее сбросить лодку на воду и не просра*ь остаток лета. В таком состоянии "Прогресс" был сброшен на воду.
Испытания мотора прошли почти успешно: он превосходно заводится, и мы даже прокатились на ближайший остров - первый раз за три года. Счастья было - не описать! Почему почти - не работает зарядка. Надо разобраться, то ли генератор не пашет, то ли ещё какая-то хрень подкралась.
В общем, мы уже на воде - и это главное. Конечно, не всё получилось, что хотелось: например, было желание заменить старые треснувшие стекла и пошить тент, но, к сожалению,
Влад не смог найти время приехать к нам...
Так что мы пока накрываем "Прогресс" тряпочкой из "Эпицентра" - хорошо, что дождей пока нет, ибо помпа с автодатчиком только в проекте... Это, пожалуй, самый "больной" вопрос. Стекло - то ладно, перебьёмся.
Продолжение следует - впереди установка помпы, доработка электрики, монтаж ходовых и габаритных огней, изготовление тента (меня от его отсутствия аж плющит...), изготовление лавок-сидений, зашивка бортов и много-много другого.
Но главное - мы уже НА ВОДЕ!!! И этому бесконечно рады.
P.S. Почему "кастом"? Потому что делать будем сугубо для себя и "под себя". Т.е. у меня может стоять недешевая лебедка и фара-искатель, но не будет "музла". Так что не удивляйтесь, что лодка не покрашена - пока на скорость и мореходные качества это не влияет, я ни копейки не потрачу на внешний вид.