В 2013 году , я стал владельцем данного мотора. Так как мотор купили осенью то полную обкатку мотора до морозов закончить не успел.
В межсезонье , я решил заняться вопросом получения эл.питания от мотора, так как таскать с собой большой АКБ желания не было, а хотелось и лодку подкачивать автокомпрессором , + хотелось чтобы АКБ не разряжался в самый неподходящий момент(было пару раз, АКБ сел в незнакомом месте . И из за незнания глубин рыбалка прошла не так как планировалось).
Изучив ориг.каталог з/ч для Тохатсу9,8(2такта), нашёл номер ориг.генератор катушки, посмотрел цену, в Киеве в наличии данной опции не было, нашёл и почти договорился за доставку. Но интуиция подсксзывала, что не совсем всё просто в данном вопросе.
Начал искать данные по оригинальной генератор катушке, так как меня интересовало чтобы питание от мотора было во всех диапазонах от самых самых малых оборотов и до макс.оборотов. Связался с пользователем Тохатсу9,8 который уже установил на свой мотор данную опцию. Уточнил у него интересующие меня моменты и оказалось что интуиция меня не подвела. Катушка , оригинальная, начинает выдавать устойчивое питание только после примерно 1500-2000оборотов. А на малом, самом малом ходу питания достаточного для подзарядки АКБ, или питания слаботочных потребителей нет совсем. А ведь эхолотом в основном я пользуюсь на малом ходу, когда подробно рассматриваю заинтересовавшее меня место.
Да и подкачивать лодку хотелось на нейтралке не сильно выкручивая ручку газ.
Заказ в Владивостоке на оригинальную генератор катушку для Тохатсу9,8 пришлось отменить. И заняться вопросом самостоятельного изготовления катушки которая смогла бы удовлетворить мои запросы. Сначала поиск в интернете, потом общение на разных форумах, общение с "знающими" :), "знающие" пересказали сайт мотолодка :)(как потом оказалось :)).
Обратился за помощью к своему отцу, он в курсе перемотки эл. моторов, генераторов и т.д., + его приятель сосед недавно получил звание академика за разработку нового типа электромоторов.
Для того чтобы замерять имеющиеся на моторе посадочные места, пришлось обратиться к одному специалисту по ремонту моторов, который является ещё и модератором на одном ресурсе.
Списались , созвонились, договорились на субботу о встрече по поводу вопроса, можно или нет :) установить на мой мотор генератор.
Напомню, мотор практически новый, выкатал только 12л обкаточной смеси. Приехали в условленное место(въезд в гаражи) , набрали на тел , через минут 15 подъехал мастер-, говорит , оставляй мотор, я посмотрю и открыл багажник своей машины. Новый мотор :), практически незнакомому человеку :), ага, сейча(такими примерно словами вернула меня на землю моя жена :). Я так сильно хотел установить генератор, что был готов на всё :))..
Спрашиваю, а что так всё сложно?, да!, надо смотреть!, говорю, так давай вместе и посмотрим. Кое как уговорили, заехали в гаражи, попетляв по гаражам подъехали к гаражу "мастера"
Занёс мотор, повесили на какую-то стойку, "мастер"со знанием дела снял колпак, открутил ручной стартер(3 болта) и тут я понимаю что приближаемся к финалу. Но не тут то было, увидев маховик "мастер" сказал нужен спец съёмник!
А что делать?, оставляй мотор!
Мотор ясное дело никто не оставил, "мастер" сказал что для изготовления спец съмника надо несколько недель.
На этом и порешили, что как будет готов съёмник, потом приедем.
Походив вокруг мотора в субботу до вечера, в воскресенье , с утра пораньше из подручных материалов имевшихся в наличии, что то валялось на балконе, за 30минут был изготовлен :) съёмник. Маховик был снят буквально за пару минут :).
Что подтверждает народные пословицы , " терпение и труд всё перетрут", " вода камень точит" и т.д. :)
Снял все размеры, отправил отцу.
Через некоторое время первый вариант был испытан на моторе. Параметры получились немного лучше чем у оригинальной катушки, но всё равно немного хотелось получше.
Параллельно общался с единомышленниками (Андрей(Королёв), Юра47, Игорь(Академик. Юра оказался бывшим киевлянином :)(быаших киевлчн не бывает :) , Игорь из Харькова :), а позномились на форуме соседней страны)на одном форуме, обмениваясь результатами своих замеров .
В итоге, после проб и ошибок удалось получить желаемый результат. А именно 0,6-0,9А 12В после регулятора напряжения.
Все необходимые посадочные, крепёжные места на моторе предусмотрены производителем, ничего сверлить , переделывать не надо. Всё стало на штатные места.
Вывести электропитание из поддона мотора можно при помощи разъёма/розетки , есть норм.разъём металлический GX16, есть пластмассовый SP16. Разъём становится в уже имеющееся отверстие , которое расположено возле подсоса и закрыто рез.заглушкой.
Регулятор напряжения так же разместил под колпаком мотора.
Теперь вопрос электропитания от мотора решён полностью. АКБ 4А/ч хватает и для подкачки лодки автокомпрессором и хватает эхолоту, + вечером ВКЛ при необходимости фару..
Если кому то тема электропитания от мотора 9,8 будет интересна, подскажу как всё можно сделать самостоятельно или помогу в приобретении и установке правильного комплекта.
После моих результатов, были разные "копировальщики", но получить даже близких параметров им не удалось.
Те кто просил для себя, с моей помощью смогли сделать своими руками подобный комплект.
Аналогично сделал и для ПЛМ 9,9/15 Сузуки 2такта и для Меркури 9,9/15-25 с мультирумпелем(там та же ситуация, что ориг.генератор катушки не выдают на малых оборотах необходимое питание. Но у меня получилось добиться желаемых результатов).
https://m.youtube.com/watch?t=1s&v=YpR5gvAvJhs это видео Дмитрия из Орла. Видно, что самостоятельная установка не такая уже и сложная.
А вот видео пробных замеров
https://m.youtube.com/watch?v=OqmqkbxdXGc одного из вариантов генератор катушки.(снимали на Изумрудке, во время выхода на рыбалку :), поэтому на воде. Но так делать не надо, без навыков и знаний можно что то утопить :).