![]() |
Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Одним из весёлых событий, которые встретились в процессе эксплуатации катера с дизелем, была поломка помпы водяного охлаждения. Вообще-то этот узел называют по-разному: и насосом забортной воды, и центральным водяным насосом, и главным насосом водяного охлаждения. Впрочем, суть одна: его задача - качать забортную воду, и прогонять её по системе охлаждения. Похожую роль выполняет обычная помпа в двигателе внутреннего сгорания (та, что приводиться в действие ременной передачей), но в конвертированном двигателе встречается и встроенная, и внешняя. Если двигатель воздушного охлаждения (такой дизель, как у меня - Д37Е, он же Д-144) - то насос будет один, внешний. В системах с водяным охлаждением внешний насос будет охлаждать внешний контур, а "родная" помпа - гонять теплоноситель по рубашке ДВС и радиатору.
Это очень важный узел: помимо того, что он отвечает за температуру двигателя, охлаждается еще и выхлопная система (рубашка выхлопного коллектора), масло в поддоне картера (водо-масляный радиатор) и масло в редукторе. Также от насоса вода подаётся в подшипник Гудрича (для смазки ходового вала) и она же играет роль глушителя ("мокрый выхлоп"). Нередко из этой же системы берут воду для хознужд, например, пожарная система или просто для мытья палубы. (Некоторые извращенцы используют её же в качестве дождевальной установки для охлаждения каюты на ходу). Разумеется, если насос выходит из строя, то движение практически невозможно (разве что короткими перебежками, да и то не всегда). Вот так произошло и с моим насосом. Правда, я бы не сказал, что он вышел из строя: вода-то лилась, но не только из положенных отверстий, но и с нижней части насоса, что навело на мысли о кавернах. Очень неприятно, когда вода льет в трюм - поэтому насос пришлось снять. Выглядел он вот так: https://lh6.googleusercontent.com/-j...0/IMG_1636.jpg https://lh6.googleusercontent.com/-i...0/IMG_1635.jpg Что это за зверь - я так и не понял, откуда он взялся - тоже пока не выяснил. Зато нашел чертеж, очень похожий на то, что было у меня. https://lh4.googleusercontent.com/-8...5D0%2525B0.jpg Снять её было достаточно просто - она приводилась в действие клиновым ремнем, общим с генератором, так что прослабив последний, сбросил ремень и открутил подошву насоса от станины. Осталось только разобрать зверя для ревизии: https://lh5.googleusercontent.com/-x...0/IMG_1638.jpg Это - датчик тахометра. Да-да, вот такой вот странный датчик. Он, кстати, вполне себе рабочий, и претензий к нему не было. Просто помыл и заменил смазку. https://lh6.googleusercontent.com/-2...0/IMG_1642.jpg А это - его гнездо. Собственно, там тоже ничего интересного - только прокладку пришлось заменить на новую, вырезанную из паронита. В действие он приводился вот этой шестерней, которая насаживается на "тонкий" конец вала крыльчатки: https://lh6.googleusercontent.com/-p...0/IMG_1654.jpg А вот, собственно, и сам вал. https://lh4.googleusercontent.com/-6...0/IMG_1648.jpg https://lh6.googleusercontent.com/-J...0/IMG_1646.jpg https://lh3.googleusercontent.com/--...0/IMG_1647.jpg Как видно на фото, зверь "изрядно ощипанный, но непобежденный!". Качество поверхности оставляет желать лучшего, но... крыльчатка напресованна "мёртво", а подшипники сажались внатяг под достаточным усилием, чтобы на них не обижаться. К слову, подшипники подверглись замене - родные были ушатаны до состояния погремушки, а шары в них уже приближались формой к кубикам. https://lh3.googleusercontent.com/-1...0/IMG_1645.jpg Это - крышка камеры с крыльчаткой. В ней находятся два штуцера для подводящего и выпускного шлангов. Эти штуцеры болтались, поэтому пришлось их снять, тщательно очистить посадочные места и установить снова - на свежевырубленные прокладки, и, конечно же, герметик. К слову сказать, во всех узлах применялся автомобильный герметик Victor Reinz, черный - тогда он был неплох. Сейчас же, думаю, он уже потерял привлекательность. https://lh3.googleusercontent.com/-A...0/IMG_1640.jpg А вот и сама камера: в ней крутится крыльчатка. Собственно, в ней и крылась моя проблема: сальник, установленный в центральном отверстии, высох и скукожился, превратившись в "нечто". И это самое "нечто", неприличной формы, роль сальника ни разу не выполняло, пропуская воду из камеры прямо внутрь корпуса. А в корпусе наличествовали не каверны, а просто два сквозных отверстия, предназначение которых осталось невыясненным. Имело место две версии: первая - они закрывались резиновыми пробками, которые со временем утратились. Вторая - они служили для вентиляции и оттока конденсата из корпуса. Чтобы не рисковать, я нарезал в них резьбу и заглушил шпильками М5. Сальник в этой помпе был уникальный - размер память не сохранила, но я помню, что в каталоге ремфонда к стиральным машинам удалось найти двусторонний сальник меньшего диаметра (на миллиметр, примерно), следующий был больше ощутимо больше (внутренний диаметр, ясное дело, был тем что надо). Можно было бы расточить посадочное место, но я решил обойтись без сложностей (уж очень на воду хотелось!), поэтому сальник меньшего диаметра был посажен на кузовной герметик "Крокодил" и отцентрирован валом при сборке (пока не застыл). Практика показала, что такое решение имеет право на жизнь, хотя в будущем я всё-таки планирую расточить отверстие под современный стандарт. Следующим шагом была замена нескольких (хе-хе, больше половины) шпилек: где на ремонтные, а где и на штатные. Разумеется, даже целые были выкручены, и посажены потом на фиксатор резьбы "синий, разъёмный - я пользовал ABRO). Там сюрпризов не было, визит на авторынок к знакомому торговцу метизами сразу же позволил пополнить все недостающие позиции. Потом была сборка обратно. Самые "прикольные" моменты - подбор регулирующих прокладок и установка высоты крышки по отношению к крыльчатке для достижения минимального зазора и плотного прилегания - делалось посредством пластилина и многократных повторов. Не скажу, что я добился идеала, но - насос работает. В перспективе думаю соорудить стенд дома, для того, чтобы вылизать её до "почти идеала", но хотелось бы найти такую же вторую, чтобы для неё выполнить все доработки: всё-таки загубить единственную уникальную насосную станцию как-то не хочется. Не считая юстировки, сборка очень простая: подшипники забивались зеленой консистентной смазкой импортного производства, все резьбы были проверены и обновлены вместе с крепежом, все прокладки поставлены на герметик. После этого насос был установлен на место, проверен, и показал полностью работоспособное поведение. К сожалению, из-за этой заразы пришлось почти две недели постоять на приколе, но даже это время не потрачено даром: мы отлично отдыхали на палубе, загорали, купались, и даже жарили шашлыки. https://lh3.googleusercontent.com/-a...0/IMG_1579.jpg https://lh6.googleusercontent.com/-p...0/IMG_1580.jpg https://lh6.googleusercontent.com/--...0/IMG_1655.jpg |
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
У меня такая же помпа, только лопасти алюминиевые, разбирал когда прокладка начала сифонить.
А по поводу сальника, какие точные размеры? |
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Туда идёт сальник от стиралки(какой то)....но(у меня была такая же помпа) мне делали по другому.......переточили посадочное сальника под другой(доступный размер) и поставили 2 сальника(на встречу друг другу) и проблема с помпой закончилась.
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Полезная вещь для системы охлаждения - фильтр между заборником забортной воды и помпой. У меня стоит стакан из нержавейки с мелкоячеистой сеткой внутри, в конце сезона при чистке этого фильтра вымываю из него кучу песка и ила.
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Цитата:
Очень рекомендую не привязываться к "моим" параметрам, а разобрать свою, да померять... это - идеальный вариант, особенно, если вал придется восстанавливать. В моем случае я думаю переделывать всю конструкцию: переточить вал под "удобный" сальник и корпус насоса. |
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Цитата:
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Цитата:
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
К сожалению фото дать не получится, т.к. все на зиму законсервировано в катере и закрыто чехлом - не доберешься.
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
У меня простая мелкая сетка на кингстоне, защищена металлическим забралом, на входе большего диаметра на выходе меньшего с его помощью сетка очищается набегающим потоком воды, не пробовал но думаю на ходу давления воды будет хватать и без помпы. Недостаток этой помпы в прокачке, забрало помогает закачать, при первом сезонном пуске, на ходу воду в отстойник помпы, да и на ходу без него несколько раз, у меня хватало воздух.
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Цитата:
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Цитата:
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Если сальник будет целый...то лить ничего не будет
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
У темі 2 долучень
Серёга вот достался такой вот девайс. Возможно подойдёт для изготовления масло-водо холодильника.
Выствил в той теме как бы больше относится к охлаждению. |
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Цитата:
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Цитата:
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Разобрать не успел.Так как был конец рабочего дня в Пятницу. Но по ходу отстойник.Но думаю если прожечь медную трубку,по принципу ,,самогонного,, гуська то в принципе может получиться довольно компактный водо-маслянный холодильник. Вообщем если есть интерес.То маякуй.
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Интерес есть, и не только, как к охлаждайке. Надо поглядеть на него вживую.
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
У темі 2 долучень
Серёга вот немного времени было.Добрался до как оказалось
фильтр-отстойник.Вот что внутри.Будет интерес смогу думаю завезти на 4-й.Хочется всё таки взглянуть на ,,Браво,, |
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Вещь нужная! Обязательно погляжу, как вернусь в Киев.
|
Re: Насос забортной воды в системе охлаждения стационара
Когда собиратся будеш маякни по тел.Стенки стакана вродь толстые, в вверх люминь.Под уплотнительное кольцо.
|
Часовий пояс GMT +3. Поточний час: 19:47. |
vBulletin 3.8.7 ; Copyright © 2000-2025 Jelsoft Enterprises Limited
Переклад: © Віталій Стопчанський, 2004-2010