Форум водно-моторного Клуба Фрегат

Форум водно-моторного Клуба Фрегат (http://forum.fregat.club/)
-   Очумелые ручки (http://forum.fregat.club/очумелые-ручки/)
-   -   Для желающих повторить. (http://forum.fregat.club/очумелые-ручки/18854-для-желающих-повторить.html)

Сергей Вишня 17.03.2016 16:44

Для желающих повторить.
 
Построил не так давно себе яхту. Строил не долго. Если не считать серьезную болезнь во время строительства, отвлекшую на пол года, то времени пошло года полтора. Правда опыт был, да и с деревом на ты. Получилось по-моему хорошо. Показывал ее здесь
Сейчас, уже после 5 лет эксплуатации, убежден, что такая яхточка имеет право на существование и хороша, особенно для нынешнего непростого времени. Хорошо подходит для освоения паруса, недорога в строительстве, эксплуатации и хранении. Хороший дневной крейсер для трех...четырех людей, а для двоих вообще прелесть, даже на долго.
Придумал яхту сам и хочу поделиться чертежами со всеми, желающими повторить.

Начну с общих характеристик.

Длина корпуса - 4,6 м.
Длина наибольшая (с бушпритом и рулем) - 5,5 м.
Длина по ватерлинии - 4,07 м.
Ширина корпуса наибольшая - 1,8 м.
Водоизмещение при полной загрузке - 0,785 т.
Осадка наибольшая - 1,0 м.
Площадь парусности - 18 м. кв.
Пассажировместимость - 4 чел.
Масса балласта - 96 кг.
Мощность подвесного мотора - 2,5 л.с.

Многие спросят почему именно тупой нос? Выбор форшпигеля был осознанным. Он во всех случаях хорош. Главное он делает столь маленький по длине корпус достаточно обитаемым. Было бы гораздо хуже если бы нос сходил "на нет", будучи острым. Корпус встречает воду не "тупым носом", а днищем, имеющим килеватость, зато при волнении яхта бодро всходит на волну, оставаясь сухой. Ну и про простоту постройки с такой носовой оконечностью не надо забывать.

Сергей Вишня 17.03.2016 18:25

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 2 долучень
Обводы корпуса были взяты от проекта Ж. Ж. Эрбюлю Cigogne (Сиго) Аист, который он передал братьям Паты, построившим эту яхточку и приходившим в тогда еще Советский Союз, в Одессу, и бывшим в Киеве в ККрЯКе, где я их лично видел. Только нижняя часть корпуса взята мной. Палуба и рубка уже полностью мои. Проект Сиго был напечатан в КиЯ, а также у Курбатова в "15 проектах..." под названием Каравелла. Эти суда и сейчас очень популярны, особенно во Франции. Есть ассоциация Каравелл и проводятся ежегодные соревнования, собирающие многих любителей со всего мира.
Так как корпус претерпел значительные изменения мной был произведен расчет по правилам, на тот момент действующим, для регистрации. Расчет большой и нудный, для сведения приведу его картинку.:-)

Сергей Вишня 18.03.2016 09:10

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 3 долучень
Немного о конструкции. Корпус собран на стапеле по продольному набору. Рамные шпангоуты из сосны, флоры дубовые, стрингеры и киль сосновые, обшивка бортов и палубы из фанеры ФСФ 9,5 мм. толщиною. Днище набрано из сосновых ламелей "крест на крест" в два слоя общей толщиною в 18 мм. Можно конечно сделать днище из фанеры, но я ее был вынужден экономить. Хотя потом ни разу не пожалел, что днище такое, слыша удары от волны.
Корпус имеет две гермопереборки, делящие его на три отсека. Форпик, ахтерпик и центральный отсек. Центральный отсек и есть каюта-убежище. Герметичные форпик и ахтерпик обеспечивают непотопляемость. Залитая полностью водой лодка остается на плаву или при затоплении одного любого отсека - также. В переборках я устроил инспекционные лючки диаметром 150 мм. Хотя в носовой - таранной переборке какие-либо отверстия запрещены, я его сделал под свою ответственность.:-)

Что б изменил глядя из сегодня? Первое, поднял бы борт сантиметров на 5, чтоб по-выше было бы в каюте. Второе, сместил бы один из шпангоутов в нос немного, чтоб расположить вантпутенсы больше в нос. Грот бы на попутке лучше стоял. Третье, мачту сделал на метр короче. Многовато парусов. И одной шестиметровой трубой можно было бы обойтись, не наращивая. Я ведь мачту мерил по нашему мосту,:-D чтоб проходила с наименьшим зазором. Гонка вооружений так сказать. Но оказалось с меньшим бы гротом было бы уютнее ходить.

Редуктор 18.03.2016 18:19

Re: Для желающих повторить.
 
В воздушном ящике не гниёт?
Чем пропитано?

Сергей Вишня 18.03.2016 19:23

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 1 долучень
Цитата:

Допис від Редуктор (Допис 418945)
В воздушном ящике не гниёт?
Чем пропитано?

Обшивка и набор внутри окрашены бесцветным лаком ПФ для наружных работ в два слоя по покрытию натуральной олифой. Каждый отсек имеет естественную вентиляцию. Форпик и ахтерпик по два вентилятора диагонально расположенных на палубе и имеющих возможность герметично закрываться в непогоду, когда палубу замывает при кренах, т.н "вентилятор грибок". Они самодельные. Каюта-убежище имеет три вентилятора, два из них ветусовские, тоже закрывающиеся, установленные в комингсах кокпита и одна вент. решетка в брандерщите. Во время хранения лодки на берегу лючки в переборках открыты, как и подняты пайолы. Признаков сырости, а тем более гниения не обнаружено за пять лет эксплуатации. Это отчетливо было бы видно через прозрачное покрытие обшивки или набора.

КТМОВ-- 18.03.2016 23:07

Re: Для желающих повторить.
 
Осмелюсь спросить.:smuschenie:
Поясните, плиз. Насколько могу судить -вооружение топовое. Для чего нужен такой большой, судя по фото, разворот краспиц?:neznayu:

Сергей Вишня 19.03.2016 06:53

Re: Для желающих повторить.
 
Цитата:

Допис від КТМОВ-- (Допис 419005)
Осмелюсь спросить.:smuschenie:
Поясните, плиз. Насколько могу судить -вооружение топовое. Для чего нужен такой большой, судя по фото, разворот краспиц?:neznayu:

Алексей, вооружение 7/8. Такой разворот получился автоматически из-за расположения шпангоута, к которому крепятся вантпутенсы. Я об этом писал выше, в том, что хотел бы изменить. Городить какую-либо балку между шпангоутами я не захотел, в виду усложнения конструкции и муторности. Предпочел прочность и простоту. И так нормально, считая, что ахтерштага и бакштагов нет. Но сейчас бы сдвинул шпангоут в нос миллиметров на 100.

Сергей Вишня 19.03.2016 11:52

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 6 долучень
Долго думал как лучше представить размеры составляющих корпуса. Думаю, в компьютерный век таблица плазовых ординат слегка устарела. Удобнее будет распечатывать чертеж на плоттере в натуральную величину деталей, чем строить плаз с возможными ошибками и неточностями. Представлю так, о достойный читатель. Картинки с размерами и внешним видом, файлик pdf. для распечатки в натуральную величину. Остается склеить и нарезать детали, собрав их в дальнейшем в шпангоут, где видно как и куда крутить шурупы, где устанавливать шпильки и какой длины, сколько снимать дерева при малковке. Выглядит в натуре это так. Итак, практический шпангоут номер 1.

Сергей Вишня 20.03.2016 11:50

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 2 долучень
Продолжим. Практический шпангоут 2. Толщина 32 мм. Кницы и накладки из фанеры ФСФ 9,5 мм. pdf. файл в натуральную величину.

Сергей Вишня 21.03.2016 09:26

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 3 долучень
Практические шпангоуты 3 и 4. Все аналогично предыдущему. Замечу, что кничные пространство нужно заполнить, как на фото. Удобно использовать обрезки, оставшиеся от флор и топ тимберсов. Тимберсы и бимсы выклеены из трех ламелей с помощью специальных самодельных струбцин, установленных по шаблону на деревянном щите. Радиус бимсов одинаков и выклеевался за одну установку струбцин для всех шпангоутов. Для 3 и 4 шпангоута бимсы выклеены из реек, содержащих дефекты в центральной части, которая потом удалится.

Сергей Вишня 22.03.2016 08:57

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 4 долучень
Практический шпангоут 5. Толщина 32 мм. Кницы и накладки из фанеры ФСФ 9,5 мм. pdf. файл в натуральную величину половинки шпангоута, вторая - зеркально. Фото до установки флора, из которого все понятно.

Сергей Вишня 23.03.2016 09:30

Re: Для желающих повторить.
 
Немного о сборке шпангоутов. Заранее подготовленные и вырезанные в размер детали укладываются на плазе. Плаз делается на подходящем по размерам листе ДВП, покрашенном белой водоимульсионкой. Рисуется плаз начиная с основных линий - прямая КВЛ и перепендикулярная к ней линия в ее середине - след диаметральной плоскости. Здесь надо особенно тщательно отложить прямой угол. Иначе лодка выйдет кособокая. Я делал подобие циркуля из длинной рейки с гвоздиком и карандашом на резинке, привязанным к рейке. Находим середину КВЛ линии. С концов КВЛ, вставив гвоздик, делаем засечки с двух сторон. Соединив полученную точку с серединой КВЛ - получаем перпендикуляр, что нам и нужно. Дальше рисуем плаз по прилагаемым мной картинкам с размерами, получая натуральную величину шпангоутов для дальнейшего их изготовления. Можно использовать приложенные pdf. файлы, распечатав, получив тот же плаз.
Уложенные детали на плазе соединяем фанерными кницами с одной стороны, скрепив временно фанеркой на саморезах вместо флора. Очищаем места склейки от возможной грязи и ошкуриваем их грубой шкуркой, чтоб была лучше адгезия с клеем. Мажем клеем и накладываем кнички из фанеры, нагружая их подходящим грузом (кирпич, например). После полного отверждения клея аккуратно переварачиваем вставляем заполнитель кницы и накрываем опять фанерными кницами другой стороны на клее, пригрузив склеиваемые детали. После подгоняем и вклеиваем флор, выполнив его немного толще на чистовую обработку. Осталось вкрутить шурупы крепления книц (обязательно готовим отверстия под шурупы, сверля их несколькими сверлами в зависимости от применяемых шурупов) и просверлить отверстия во флорах для стяжных шпилек флортимберса и киля. Шпильки флортимберса можно установить после малковки или сразу, если учесть ее величину. Шпильки флортимберсов из нержавейки диаметром 6 мм., а килевые - 8 мм. Нижняя гайка самодельная прямоугольная, верхняя обычная через шайбу большого диаметра (3,5...4 диаметра резьбы).
В качестве клея используем эпоксидную смолу с древесной пылью (из шлифмашинки, например), разведенной до густоты сметаны.

КТМОВ-- 23.03.2016 21:01

Re: Для желающих повторить.
 
Цитата:

Допис від Сергей Вишня (Допис 419798)
....
В качестве клея используем эпоксидную смолу с древесной пылью (из шлифмашинки, например), разведенной до густоты сметаны.

Стесняюсь спросить:smuschenie: Вместо смолы можно использовать полиуретановый клей ? Типа:Hercul, Chemolan и пр. D4
При реконструкции фанерного Триумфа им пользовался. Остались очень приятные впечатления. Но, то ремонт, а здесь набор с нуля..:neznayu::neznayu:
Можете что-то сказать по этому поводу??? спасибо

Сергей Вишня 24.03.2016 07:14

Re: Для желающих повторить.
 
Цитата:

Допис від КТМОВ-- (Допис 419911)
...можно использовать полиуретановый клей?

Использовать наверно возможно, но я сторонник проверенных способов, тем более для себя. Не рискнул бы. Да и правила постройки для деревянных судов предусматривают клей только эпоксидной группы или фенолформальдегидной, ну тот, с контактом Петрова, помните. Тем более у меня той смолы много, ЭД16 уфимской, которой лет 30 отроду. Пластификатор к ней дибутилфталат и ПЭПА отвердитель.

Сергей Вишня 25.03.2016 09:10

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 3 долучень
Практический шпангоут 6. Толщина 32 мм. Кницы и накладки из фанеры ФСФ 9,5 мм.

Сергей Вишня 26.03.2016 09:34

Re: Для желающих повторить.
 
Каким инструментом можно обойтись. Понятно, что расходы на инструмент, оборудование, расходные материалы составляет ощутимую часть в стоимости строительства. Самый минимум, по-моему, из относительно дорогого.
Наждачный станок.
Электролобзик.
Электродрель.
Ленточная шлифмашинка.
Понадобится ручной столярный инструмент, как ножовка, рубанок, стамески и долота.
При изготовлении дельных вещей и такелажа, а их выгоднее сделать самому, нужны инструменты по металлу. Здесь список может быть длинным, хотя часть инструмента можно брать на время или заказать изготовление "на стороне". Да, и для изготовления шпангоутов нужно иметь деревообрабатывающий станок, хотя их тоже можно заказать на стороне.
Для металла меня очень выручали токарный станок, сверлильный, хороший верстак с тисками, сварочный инвертор для сварки нержавейки очень хороший помощник при сварке электродами. Кстати, электроды FOX SAS просто чудо. Использовал 2 и 2,5 мм. При изготовлении плавника понадобится хорошая болгарка. Посоветую диски к болгарке Pferd. При окраске лодки желателен компрессор. Тут про оборудование можно писать долго, но обойтись, указанным выше минимумом, заказав или купив остальное "на стороне".

Сергей Вишня 27.03.2016 09:57

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 4 долучень
Практический шпангоут 7. Толщина 32 мм. Кницы и накладки из фанеры ФСФ 9,5 мм.

Сергей Вишня 28.03.2016 14:03

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 3 долучень
Следующий и последний рамный шпангоут. Остались форшпигель и транец. В результате должно получится как на фото.

Сергей Вишня 29.03.2016 10:53

Re: Для желающих повторить.
 
У темі 2 долучень
Транец и форшпигель. Немного скучная серия была. Дальше будет веселее. Начнем устанавливать сделанное на стапель. Толщина заготовок транца и форшпигеля - 25 мм. Накладки и кницы - ФСФ 9,5 мм. Шурупы на всех кницах всех шпангоутов из латуни 4*30 мм.

Редуктор 29.03.2016 15:13

Re: Для желающих повторить.
 
А кницы без шурупов ,на эпоксидку одну -нельзя клеить?


Часовий пояс GMT +3. Поточний час: 19:01.

vBulletin 3.8.7 ; Copyright © 2000-2024 Jelsoft Enterprises Limited
Переклад: © Віталій Стопчанський, 2004-2010


Search Engine Optimization by vBSEO 3.6.0