Форум водно-моторного Клуба Фрегат

Форум водно-моторного Клуба Фрегат (http://forum.fregat.club/)
-   Электрика (http://forum.fregat.club/электрика/)
-   -   Стабилизатор напряжения для лодочного мотора (http://forum.fregat.club/электрика/1222-стабилизатор-напряжения-для-лодочного-мотора.html)

sema 28.12.2010 02:18

Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Вообще-то эта тема кочует по многим форумам, есть она и на "мотолодке.ру", подниму её и здесь. Предлагаю интересующимся присоединиться к обсуждению, а я для затравки кину пару ссылок.

Вообще, стабилизатор напряжения - важнейшая часть электросистемы любой лодки. ДВС отечественного производства выдаёт нестабилизированное напряжение, импортные двигатели - тоже далеко не всегда могут "похвастаться" встроенным.
Зачем он нужен?
А затем, что генератор выдает в лучшем случае выпрямленное напряжение постоянного тока, величина которого зависит от оборотов на валу маховика. Уровень напряжения, таким образом, может составлять никак не 12 Вольт - обычно он колеблется от 10 до 18В.
Иногда ставят простой шунтирующий стабилизатор - такой, как на автомобилях, но он опасен тем, что выдает нестабилизированное напряжение, а просто ограниченное: для большинства потребителей это некритично (электролампочки и прочие осветительные приборы не боятся колебаний в 2-3 вольта, а автомагнитолы оснащаются собственным стабилизатором). Хотя, конечно, вариант имеет право на жизнь - если нет ничего другого.
Лучше всего использовать импульсный стабилизатор: он имеет высокий КПД, малое тепловыделение, широкий набор напряжений.
Самый простой способ разжиться таким агрегатом - купить его готовым.
Вот такой аппарат, например, называется "преобразователь переменный- постоянный 12 В для любых моторов"
http://sail.com.ua/images/stories/30072009001.jpg
продается за $32 - здесь, но вот что неясно - так это действительно стабилизатор, или выпрямитель... но похож на стаб.
У меня в архивах валяется схема для самостоятельного изготовления, но откуда она взялась, кто ее автор, и насколько она работоспособна - не знаю. Выложу, вдруг кто-то из кулибиных захочет повторить.
http://b3.imgsrc.ru/a/aahzma/0/21170540rYC.jpg

Тем, кому интересно это направление, дам ссылку - мотоциклисты уже плотно обсудили этот вопрос, там есть чего почитать. Ну и есть еще некий Павел (на многих форумах известен как Pasha), изготавливающий стабы собственной конструкции под заказ. Где-то у меня был его телефон, найду - поделюсь. А пока можно почитать/посмотреть на его идею "супербюджетного стабилизатора"

stp 28.12.2010 07:49

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
За совячие генераторы не знаю ничего. Большинство импортных движков стабилизатором оснащены. Как минимум примитивным.
Этого хватает для большинства потребителей. Включая магнитофон и радиостанцию.
Так что смысла заморачиваться не вижу.
Тем более что любой стабилизатор - это прежде всего "потери"

sema 28.12.2010 12:50

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Цитата:

Допис від stp (Допис 29002)
За совячие генераторы не знаю ничего. Большинство импортных движков стабилизатором оснащены. Как минимум примитивным.
Этого хватает для большинства потребителей. Включая магнитофон и радиостанцию.
Так что смысла заморачиваться не вижу.
Тем более что любой стабилизатор - это прежде всего "потери"

Я вот почитал немного... Оказывается, стабилизаторы на импортных движках мощностью до 40 л/с встречаются редко. В большинстве случаев стоит выпрямитель, и все. Соответственно, и напряжение на выходе скачет от 10 вольт (холостые обороты) до 60-80 вольт.
Очень рекомендую почитать классическую тему, где речь идет о Судзуки-сороковке.
К слову, далеко не каждый стабилизатор, встроенный в автомагнитолу, способен погасить такой перепад... но для автомобиля классический шунтирующий РР - норма, сжечь обмотку генератора постоянным "сажанием" на массу там нереально. В отличие от лодочных движков: там есть неприятности, правда, не у всех, но есть. Т.е. шунтирующий - опасен, хоть и прост.
Так вот - а/м со своим шунтирующим стабилизатором "выдает" в сеть 14,4 вольта, пусть и не очень ровное, но стабилизатор рации/магнитолы/усилителя/и т.д. с этим спокойно справляется. Справится ли он с 60 вольтами на входе? Сложно сказать... зависит от жадности разработчиков. Каковы будут потери (тепловые и проч., если стабилизатор не импульсный) на разнице в 40-45 вольт - даже прикидывать не желаю, и ежу понятно, что "ужас-ужас".
Теперь далее. В соседней теме шел разговор о переводе на экономичное освещение светодиодными приборами. Так вот: от 20-30 вольт (за 60-80 молчим-с) 12-вольтовые приборы погорят быстро, с дымом, эффектно и надёжно. А оно надо кому-то? Построить своими силами стабилизатор не так уж сложно, ну или прикупить готовый - и проблема решена раз и навсегда.
За "потери" - потому и предлагается импульсный. Его КПД очень высок, теплопотери - мизерны, а "нагрузка" на генератор ДВС - ничтожна. В отличие, скажем, от линейного (параметрического), который имеет КПД 50%. В лучшем случае.
Так что перед тем, как говорить "и нафиг не надо, у меня всё работает!" - взять тестер, и померять напряжение в бортсети: если в интервале всего диапазона оборотов двигателя оно держится в пределах 12 В(+/- 2 вольта) - значит, всё хорошо, и не надо напрягаться. А вот если перепады выше неизмеримо - тут уже стоит позаботиться и о стабилизаторе...

stp 28.12.2010 13:05

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Сергей, во всех своих рассуждениях по поводу напряжения ты забываешь про аккумулятор! На нем все лишнее и сядет!!!

sema 28.12.2010 13:10

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Не забываю. Это же самая распространенная отговорка всех противников стаба. :neznayu:

На самом деле - и АКБ страдает от завышенной напруги, не приспособленный он работать буфером (до такой степени). И вообще, а что, собственно, плохого в том, что бортсеть оснащается источником стабильного напряжения? Многие из нас пользуются дорогостоящими приборами, которые жалко сжечь. Зачем рисковать-то?
Ну и опять же - если человек хочет, пусть пользуется. Если категорически против - дык, никто же не заставляет!

stp 28.12.2010 13:17

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Тем не менее упомянутая тобой Сузуки-сороковка не думаю что от шнурка заводится. Да к тому же и ей самой сомневаюсь что приятно от 80В станет.
А что там в инструкции написано - кто-нибудь читал?
Есть там указание на ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ стабилизатора???
Скажу сразу - я не читал и не знаю!

Ну а по поводу плохо или НЕплохо со стабилизатором то естественно со стабилизатором лучше.
Однако:
1. Это "попадание" на деньги.
2. Появляется дополнительный элемент понижающий общую надежность лодки.

P.S. Не пишу про плюсы стабилизатора потому как итак уже много написано в постах Сергея.

sema 28.12.2010 13:32

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Цитата:

Допис від stp (Допис 29041)
Тем не менее упомянутая тобой Сузуки-сороковка не думаю что от шнурка заводится. Да к тому же и ей самой сомневаюсь что приятно от 80В станет.
А что там в инструкции написано - кто-нибудь читал?
Есть там указание на ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ стабилизатора???
Скажу сразу - я не читал и не знаю!

Ну а по поводу плохо или НЕплохо со стабилизатором то естественно со стабилизатором лучше.
Однако:
1. Это "попадание" на деньги.
2. Появляется дополнительный элемент понижающий общую надежность лодки.

Вот в том-то и дело: и аккумулятор был, и сгоревший тахометр "на борту" имел ДВА стабилизатора линейного типа, которые также благополучно выгорели. Но это же не единственная проблема...
конечно, п.1 - это попадание на деньги, но какие? Мне лично стабилизатор обошелся в целых 80 грн (по стоимости деталей), купленный когда-то у Павла - в 150 грн (готовый), тот, что предлагают в продаже - $32, ну и есть еще супербюджетный вариант (ссылка выше).
Это несравнимо ни со стоимостью того же тахо (от $100), ни магнитолы ($80-120), ни, тем более, ноутбука, эхолота или ЖПСа (там уже счет пойдет на несколько сотен у.е.). Вопрос - где "попадалово" круче?
2. Это факт, теорию надежности никто не отменял. Но есть момент: в достаточно дорогие двигатели стабилизатор ставят все равно - его нет в маломощных-дешевых по причине "экономии" (хотя что там можно наэкономить? не постигаю...).

Предлагаю сойтись на том, что эта тема носит исключительно справочно-ознакомительный характер, и не предназначена для того, чтобы склонить кого-то к обязательным и решительным действиям.

Вовчик 28.12.2010 21:36

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Ну для Вихра точно не актуально, он хоть немного да подзаряжает аккуму на макс об, во всяком случае держит на уровне. А если энту приблуду поставить, то совсём плохой будет. Это актуально на полноценном генераторе.

Максуд 28.12.2010 22:12

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Вообще стабилизаторы стандартно ставятся на моторы с электро стартером, а таже суза 40 или суза 15 (да и вообще много других) без стартера имеют просто катушку под маховиком которая дает переменный ток от 5 до 60В в зависимотсти от оборотов вот к таким моторам и нужно подключать стабилизатор. И ни в коем случае даже с установленным стбилизатором не использовать его выходной ток напрямую - только через аккум. А схема для самостоятельного изготовления есть и попроще - проверено - работает.

stp 28.12.2010 23:29

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Цитата:

Допис від Максуд (Допис 29225)
А схема для самостоятельного изготовления есть и попроще - проверено - работает.

Только диоды пятиамперные. Потому аккумулятор допустим небольшой.

sema 29.12.2010 04:11

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Цитата:

Допис від Максуд (Допис 29225)
Вообще стабилизаторы стандартно ставятся на моторы с электро стартером, а таже суза 40 или суза 15 (да и вообще много других) без стартера имеют просто катушку под маховиком которая дает переменный ток от 5 до 60В в зависимотсти от оборотов вот к таким моторам и нужно подключать стабилизатор. И ни в коем случае даже с установленным стбилизатором не использовать его выходной ток напрямую - только через аккум. А схема для самостоятельного изготовления есть и попроще - проверено - работает.

Она нуждается в доработке - проверено. Это слегка измененная стандартная схема шунтирующего типа, публиковалась еще в КиЯ дааавно... помимо небольшого тока она еще и нуждается в некоторой доработке. В тех ссылках, что я приводил, это описано. Она тоже имеет право на жизнь, но привлекательна только в силу дешевизны.

Гена 31.12.2010 02:35

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
На Сузе 30 товарища был свидетелем, как задымился действительно дорогой Тах ВДО с моточасами (взятый у меня же за 100) и эхолот после 10 минут ходьбы на полной тапке, эхо после нескольких минут ожило. тах нет. из него аж дым пошёл. Будет ставится стабилизатор, взятый у Максуда. Установка - 10 минут с перекурами займёт, зато потом будет уверенность, что такого не произойдёт в будущем.
Саша, получаетс у твоего Меркруизёра тоже есть один элемепнт ненадёжности - стабилизатор - потому как он у тебя 200 процентов есть.

stp 31.12.2010 15:17

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Цитата:

Допис від Гена Б. (Допис 29562)
Саша, получаетс у твоего Меркруизёра тоже есть один элемепнт ненадёжности - стабилизатор - потому как он у тебя 200 процентов есть.

Чем больше сталкиваюсь с разной техникой, тем большим противником становлюсь всяких "самоделок".
Именно поэтому стабилизатор в Меркрузере - это абсолютно нормально. А вот история описанная с 30-й Сузой говорит скорее всего о какой-то неисправности. И я бы в этом случае скорее бы подумал о некоем "защитном" устройстве а не о стабилизаторе.

Кстати про стабилизаторы. Ведь в автомобилях (как и в Меркрузере) они устроены совсем по другому. Там стабилизатор управляет катушкой возбуждения генератора. И это правильно, потому как токи совсем не маленькие. А большинство приведенных схем работать при 80В и токах нагрузки выше 5А не будут!!!!!!!!

Гена 31.12.2010 15:44

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Ну напрасно Саша. Работают и при больших токах и вполне нормально справляются со своими функциями. Тот. который у Максуда продаётся, вообще заводского производства.

sema 31.12.2010 16:19

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Цитата:

Допис від stp (Допис 29662)
Чем больше сталкиваюсь с разной техникой, тем большим противником становлюсь всяких "самоделок".
Именно поэтому стабилизатор в Меркрузере - это абсолютно нормально. А вот история описанная с 30-й Сузой говорит скорее всего о какой-то неисправности. И я бы в этом случае скорее бы подумал о некоем "защитном" устройстве а не о стабилизаторе.

Кстати про стабилизаторы. Ведь в автомобилях (как и в Меркрузере) они устроены совсем по другому. Там стабилизатор управляет катушкой возбуждения генератора. И это правильно, потому как токи совсем не маленькие. А большинство приведенных схем работать при 80В и токах нагрузки выше 5А работать не будут!!!!!!!!

Саша, я не буду с тобой спорить - каждый имеет право на своё мнение.

Скажу "за себя".

1. Только самоделки, грамотно сделанные, могут считаться надежными.
2. То, что произведено под маркой "ширпотреб", требует доработки "руками", и ненадежно по своей сути.
3. Все современные изделия, от кастрюли до космического корабля, делаются под лозунгом "сэкономить максимально на всём, чем только можно, а если нельзя - сэкономить в ущерб надежности!"
4. Ни одно устройство, не будучи перебранным собственными руками, не может считаться надежным. Если оно работает без проблем - это результат везения, а не победы конструкторов.
5. Никакая сумма, потраченная на изделие, не гарантирует его качества. Решение задачи "закидать проект деньгами" порождает на свет не просто унылое говно, а ДОРОГОЕ УГ.

В итоге - вывод прост. Хочешь, чтобы было качественно и надежно - сделай это сам. Доверять можно только тому, что сам сделал, и многократно проверил и перепроверил.

А теперь по теме.
На счет автомобильных и прочих стабилизаторов.
Не существует какой-то "особенной автомобильной", или какой-то другой схемы. Существует три типа стабилизаторов - параметрический (простейший регулятор, гасящий водное напряжение до уровня выходного за счет рассеивания тепла); шунтирующий (гасящий напряжение на выходе за счет периодического замыкания его на общий провод); импульсный (там все сложно :-) ).
Так вот - в авто применяют в 80% случаев именно шунтирующий, ибо там не критичны ни пульсации, ни нестабильность. Оставшиеся 20% приходятся на сильно напичканные электроникой авто - и тогда применяют либо комбинированную схему (шунтирующий + импульсный), либо только импульсный. Раньше это было невозможно из-за отсутствия мощных силовых элементов - сейчас они есть.

Почему именно импульсный? Высокий КПД и малые габариты, плюс широкий разброс входного напряжения, плюс дешевизна. Именно эти причины сделали их столь популярными: все источники питания нынче поголовно импульсные. От зарядки для мобильного терминала, до компьютерного БП. Даже "зарядка от прикуривателя" - и та в себе содержит импульсный стабилизатор.

Так вот - любой "нежный" электронный узел, рассчитанный на установку в автомобиль, по-хорошему оснащен собственным преобразователем, в том числе и лодочные тахометры, и автомагнитолы, и бортовые компьютеры. Вопрос только в том, НАСКОЛЬКО производитель сэкономил на стабилизаторе.
В последнее время на этих "экономистов" больно смотреть: такое г**но лепят, ужас просто. Даже "А-бренды". А про "китайцев" - и говорить неохота. А вот теперь самое интересное: в паспортах написано, что для нормальной работы требуется "напряжение постоянного тока, 12 В +/- 10%". Эти 10% означают, что напряжение может быть от 10,5 до 13,5В, и не более. Но в недорогие лодочные ДВС (да-да, всё, что меньше 50 л/с считается недорогим) никто не ставит стабилизаторы. Редко - ставят шунтирующие, да и то... считается, что "избыток" напряжения сожрёт АКБ, и плевать на потребителя. А уровень напруги может составлять в такой схеме от 10 до... и до 80 может. Но даже если "до 30" - никакой прибор с простеньким стабилизатором (типа того же тахо) не вынесет надругательства. Сгорит. С дымом.

В общем, тут все просто: каждый желающий берет два прибора:
1) тестер-вольтметр
2) осциллограф
и меряет свою бортсеть на выходе с ДВС на малых оборотах, на средних и высоких. Два раза - с АКБ и без нее. Вольтметр покажет уровень постоянной составляющей, овцеллограф - пульсации и скачки. И сразу все видим: есть на выходе стабилизированное напряжение, или нет. Есть пульсации с размахом в 10-... вольт, или нет. И дальше принимаем решение - применять стабилизатор, или не надо.

А что касается токов... приведенная схема выдает до 10А. Не знаю, кому этого не хватит на лодке, но если не хватит - можно сделать или более мощную схему, или сделать несколько стабилизаторов, разделив устройства потребления на группы. Впрочем, далеко не все бортовые потребители необходимо стабилизировать: светодиоды, магнитолу, ну еще несколько устройств - да.

logist 31.12.2010 16:37

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Полностью согласен с stp.Чем больше неворотов тем хуже надёжность , а аккумулятор довольно хороший демпфер(чем мощнее тем лучше).И почему Суз много(в т.ч. тридцатых),а приборы горят у единиц? Может дело в другом - неправильно собрана схема , брак прибора или его несоответствие , короткое , неправильные предохранители или банальное стечение некоторых накладок обстоятельств?
Пично моё мнение надо пробежатся по цепям и всё трижды перепроверить,а покупать приблуды можно до бесконечности.:nytik:

stp 31.12.2010 16:37

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Цитата:

Допис від sema112 (Допис 29683)
в авто применяют в 80% случаев именно шунтирующий, ибо там не критичны ни пульсации, ни нестабильность.

А ты это откуда взял?
То что я видел - это именно некая схема управляющая обмоткой возбуждения генератора!
Это я видел на своих автомобилях - Нива (кстати на любых жигулях так), Мерс 123 и Скорпак.
И в этом случае он четвертого типа о котором ты даже не вспомнил почему-то...

popovitch 31.12.2010 18:06

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Дэсь недалеко... , проходили эту тему.
Т.н. СТАБИЛИЗАТОР есть отдельное устройство, требуется для мотора вырабатывающего постоянное нестабилизированное напряжение.
Мы имеем дело с постоянными магнитами, катушками и кинетической энергией которая в зависимости от прилагаемого усилия
преобразуются в электроэнергию.
Ничего общего СТАБИЛИЗАТОР с Реле Регулятором и подобными девайсами не имеет.
Знаю несколько случаев когда "горел" тах, на 40-ке ендуру, в одном клемма с АКБ на волне слетела, так что стабилизатор нужен, хотя бы как защита от "дурня".

stp 31.12.2010 18:11

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Ну да, чуть ошибся...
Действительно это называется регулятор напряжения.
Но ведь если он есть и работает - то стабилизатор 100% не нужен!!!!!!!

popovitch 31.12.2010 18:21

Re: Стабилизатор напряжения для лодочного мотора
 
Совсем не нужен! :ok:


Часовий пояс GMT +3. Поточний час: 00:10.

vBulletin 3.8.7 ; Copyright © 2000-2024 Jelsoft Enterprises Limited
Переклад: © Віталій Стопчанський, 2004-2010


Search Engine Optimization by vBSEO 3.6.0