Форум водно-моторного Клуба Фрегат

Форум водно-моторного Клуба Фрегат (http://forum.fregat.club/)
-   Электрика (http://forum.fregat.club/электрика/)
-   -   Типы аккумуляторов и их эксплуатация (http://forum.fregat.club/электрика/8772-типы-аккумуляторов-и-их-эксплуатация.html)

саныч 18.08.2010 21:21

Re: Защита аккумулятора от глубокого разряда
 
У темі 4 долучень
Пара статеек о выборе аккум. для лодки.

manjul 07.06.2013 18:59

Типы аккумуляторов и их эксплуатация
 
Цитата:

Допис від sema (Допис 200710)
для шестиэлементного "автомобильного" АКБ напряжение заряда составит не менее, чем 14,4 В. Для гелевого этот порог ниже, он начнет заряжаться уже при 13.6 - 13.8 В. Вопрос: какое напряжение выдаёт СБ (контроллер) в среднем? Ибо, если он обеспечивает напряжение в 14,3 В только в очень ясный день и Солнце в зените (т.е. пару часов), то АКБ действительно может недозаряжаться. Кислотный. Гелевому - может, и хватит пониженного...

Сергей, погляди на графики ТКН для аккумуляторов на досуге. В ясный солнечный день (летний) для буферного режима напряжение выше 13.8В я бы просто назвал даже нежелательным! смотрим например на график тут или тута. Вспомни например напряжение на аккумуляторах бесперебойников? тоже кстати свинцово-кислотные, правда герметичные. около 13.6В и это при комнатной температуре, что значительно ниже чем температура на лодке днем в жару. Так что объяснение что напряжение должно быть выше 14.4 - неверно. Скорее всего я бы заподозрил нездоровый аккумулятор - дохнущие кислотники иногда и при 15в и при 16В заряд не берут. Ну или опять же, был использован аккумулятор не совсем здоровый и с большим саморазрядом - был и такой у меня в эксплуатации,ток жрал и не заряжялся полностью. Или же возможен вааще не технический случай - кислотник стоял весной, когда солнца было меньше, а на гелевый перешли уже летом, когда и дни стали длинней и солнце выше. Либо дело в замене холодильника - термоэлектрический с потреблением 48-60вт был заменен на компрессорный с потреблением от 30вт. Вопрос к хозяину - марка старого и нового холодильника?

Добавлено через 2 минуты
Цитата:

Допис від sema (Допис 200717)
Предельное напряжение для батарей - свинцово-кислотной (автомобильной) 14,7 В, гелевой - 14,2 В.

нифига это не предельное напряжение, зимой и больше нужно для нормальной зарядки. Правда зимой в -20 врядли кому понадобится на катере заряжать аккумулятор от солнца.. Кста, после того как оборудовал свой зарядник амперметром и вольтметром, обнаружил что большинство имеющихся у меня аккумуляторов имеет ярко выраженный эффект прекращения зарядного тока при полной зарядке - ты ему шо 14В, шо 15, шо 16В давай - не берет тока подлец, и все тут (ну не то чтоб совсем не берет, но порядка 1А-1.5А-2А -таким не перезарядишь)

shahter 07.06.2013 20:41

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

Допис від sema (Допис 200717)
Предельное напряжение для батарей - свинцово-кислотной (автомобильной) 14,7 В, гелевой - 14,2 В.

А откуда такая информация?
Сорри может не в тему, но пошел и померял напряжение зарядки в Mercedes ML W164, их стоит в колличестве два штук... Один давно не выезжает, т.е АКБ подсажен, другой под водителем, на ходу с 8.00 до 18.00 кроме выходных, т.е АКБ в нормальном рабочем состоянии. Итог первый, как и ожидал я, после старта показал 14.5, а через, примерно, минут 10-ть 14,3 вольта. Второй аналогично, только на 0,2 вольта меньше.
Почему именно эти автомобили?
Потому что у них стоят гелевые аккумуляторы.
Т.е. напряжение зарядки в автомобиле не отличается от состояния электролита (жидкий или гелевый)

sema 07.06.2013 22:14

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

А откуда такая информация?
Да как бы она открытая. У любого а/м по паспорту генератор обязан выдавать не менее 13,4-13, 8 вольта. Но и не более 14,7 В.
Многие универсальные зарядные устр-ва прекращают заряжать АКБ по достижении напруги в 14,2 В (типа, до нормы зарядили - и хватит!). Это значение обусловлено среднестатистическим напряжением одной заряженной банки - 2,33 - 2,36 В.

http://realsolar.ru/wp-content/uploa...8/akum_1_3.png

Ты не путаешь напряжение заряда в буферном и циклическом режиме, Игорь? При низких температурах в буферном оно не должно быть выше 14,4 В.
http://realsolar.ru/wp-content/uploa...8/akum_1_5.png

Marshall_ 07.06.2013 22:48

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

Допис від sema (Допис 200717)
Ага, так я и думал... как раз для 55 А*ч.
Конечно, через контроллер заряда, не иначе! Предельное напряжение для батарей - свинцово-кислотной (автомобильной) 14,7 В, гелевой - 14,2 В.
17В его в говно превратят быстро...

Вопрос в другом: что выдаёт контроллер?

ШИМ-контроллер заряжает АКБ импульсами, разница только во времени этих импульсов. Идеал MPPT-контроллер, но в виду их высокой цены спросом особо не пользуются. Как куплю и потестирую-отпишусь.

shahter 07.06.2013 23:12

Re: Солнечная батарея на катере
 
Конкретизирую, какие аккумуляторы, в данном случае Вы именуете гелевыми?

sema 07.06.2013 23:16

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

Допис від Marshall_ (Допис 200772)
ШИМ-контроллер заряжает АКБ импульсами, разница только во времени этих импульсов.

Не согласен. Механизм зарядки (алгоритм) у них абсолютно одинаковый, но в целом - да, применение PWM (ШИМ) менее интересно. MPPT позволит повысить эффективность утилизации солнечной энергии примерно на 20% (чаще - около 12%, что бы там не гнали маркетологи про 30%-40%), и то - только при применении батарей с повышенным напряжением (24 В вместо 12 В). И, конечно же, в условия длительного цикла эксплуатации (год).
При микропотреблении за короткий период выигрыш от применения дорогостоящего MPPT сведётся... гм... ну не к нулю, но вряд ли будет ощутимым.

Anatol 07.06.2013 23:27

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

Допис від sema (Допис 200758)
У любого а/м по паспорту генератор обязан выдавать не менее 13,4-13, 8 вольта. Но и не более 14,7 В.

Сема, извини, но у Вас поверхностное знание сути вопроса, впрочем как и в большинства журналюг. Заряд АКБ, это прежде всего выполненная работа, а она измеряется в ВТ или кВТ за определенное время, а это есть производная от соотношения вольт/ампер/час. На понятном примере, вводная чтобы вскипел литр воды надо 1 кг угля, если поджечь сразу 1кг угля 1л воды закипит за 15минут, но закоптит чайник, если тот же кг сжечь в пять приемов то вода закипит за 10минут и не закоптит чайник, а если за двацать приемов то и вода не закипит и чайник не закоптится. То есть должен быть приемлемое соотношение выполненной работы за определенное время.

sema 07.06.2013 23:28

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

Допис від shahter (Допис 200783)
Конкретизирую, какие аккумуляторы, в данном случае Вы именуете гелевыми?

Речь о стех АКБ, которые тоже свинцово-кислотные батареи, но выполненные "в герметичном корпусе, с загущенным до состояния геля электролитом" по технологии GEL – Gel ELectrolite (не AGM). Которые не умеют давать большие пусковые токи (как автомобильные), но зато работают в любом положении, при температурах до -45 градЦ, не боятся глубокого разряда, и рассчитаны на работу в буферном, а не пусковом (как автомобильные) режиме.

A_Hill 07.06.2013 23:54

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

Допис від sema (Допис 200790)
....а не пусковом (как автомобильные) режиме.

Заблуждение.
Уже достаточно давно гелевые аккумуляторы используются в качестве стартерных в автомобилях.

sema 08.06.2013 00:01

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

Допис від Anatol (Допис 200788)
Сема, извини, но у Вас поверхностное знание сути вопроса, впрочем как и в большинства журналюг. Заряд АКБ, это прежде всего выполненная работа, а она измеряется в ВТ или кВТ за определенное время,

Оно, конечно, так - да только я всё-таки не профессиональный журналюга, а зловредный технарь-системотехник, ко всему прочему - сертифицированный специалист по системам бесперебойного энергоснабжения и безопасности серверных и сетевых решений... в прошлом, да... :-)

Снова путаем теплое и мягкое? При чем здесь параметры эксплуатации и оценка эффективности работы системы энергоснабжения? Это разные вещи!

С таким же успехом я могу вспомнить про Inflexion, и оценку заряженности АКБ не по верхнему напряжению-порогу, а а на основе достигнутого графического максимума, определяемого как значение производной напряжения по времени, подвергнутому цифровой фильтрации. И шо? Два метода, первый из которых проще в реализации (измерительный параметрический каскад или аналогово-цифровой вычислительный блок?).

Конечно, я не претендую на Абсолютное Знание, и кое-что подзабыл, но даже без бросательства в атаку с багром наперевес, ощетинясь формулами, я приведу всего лишь одну диаграмму, которой за глаза хватит (я так думаю) для понимания сути вопроса (если уж говорить о работе и эффективности).

https://lh4.googleusercontent.com/-Q.../PWMvsMPPT.jpg

Это за год, при потреблении в сотни килловат. Пошукайте разницу.

Добавлено через 3 минуты
Цитата:

Допис від A_Hill (Допис 200798)
Заблуждение.
Уже достаточно давно гелевые аккумуляторы используются в качестве стартерных в автомобилях.

Ни в коем случае не заблуждение! То, что они рассчитаны на работу в буферном режиме, не означает, что их НЕЛЬЗЯ использовать как стартерные. Можно. Запросто. Но такой ток, как "обычные", они не отдадут. А вот "стартерные"-автомобильные ("обычные") - никак не годятся в качестве буферных.
Т.е. гелевые универсальнее. Для авто, в которых реализован режим "старт-стоп" - вообще незаменимы.
Для джипов и кемпер-вагенов.
А для сложных ситуаций есть ещё и промежуточное звено (AGM).

Anatol 08.06.2013 00:55

Re: Типы аккумуляторов и их эксплуатация
 
Сема, спор ради спора , удел мудаков (это можеш затереть а то как то грубовато и можно трактовать по разному) верни в тему и для многих непонятные графики и формулы в болт не упираются, надо объяснять для нормальных людей на пальцах и подоходчивей, пусть задают вопросы получают ответы, вдруг чего подправим друг друга не все же в памяти держать.

Marshall_ 08.06.2013 01:48

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

Допис від A_Hill (Допис 200798)
Заблуждение.
Уже достаточно давно гелевые аккумуляторы используются в качестве стартерных в автомобилях.

В мототехнике-да.
В авто-еще не видел.
Гелевая АКб не сможет отдать высокий ток сразу-это ФАКТ. Идеал-разряд 10% током от емкости до 70%.

Добавлено через 10 минут
Цитата:

Допис від sema (Допис 200800)
Оно, конечно, так - да только я всё-таки не профессиональный журналюга, а зловредный технарь-системотехник, ко всему прочему - сертифицированный специалист по системам бесперебойного энергоснабжения и безопасности серверных и сетевых решений... в прошлом, да... :-)

Снова путаем теплое и мягкое? При чем здесь параметры эксплуатации и оценка эффективности работы системы энергоснабжения? Это разные вещи!

С таким же успехом я могу вспомнить про Inflexion, и оценку заряженности АКБ не по верхнему напряжению-порогу, а а на основе достигнутого графического максимума, определяемого как значение производной напряжения по времени, подвергнутому цифровой фильтрации. И шо? Два метода, первый из которых проще в реализации (измерительный параметрический каскад или аналогово-цифровой вычислительный блок?).

Конечно, я не претендую на Абсолютное Знание, и кое-что подзабыл, но даже без бросательства в атаку с багром наперевес, ощетинясь формулами, я приведу всего лишь одну диаграмму, которой за глаза хватит (я так думаю) для понимания сути вопроса (если уж говорить о работе и эффективности).

https://lh4.googleusercontent.com/-Q.../PWMvsMPPT.jpg

Это за год, при потреблении в сотни килловат. Пошукайте разницу.

Добавлено через 3 минуты


Ни в коем случае не заблуждение! То, что они рассчитаны на работу в буферном режиме, не означает, что их НЕЛЬЗЯ использовать как стартерные. Можно. Запросто. Но такой ток, как "обычные", они не отдадут. А вот "стартерные"-автомобильные ("обычные") - никак не годятся в качестве буферных.
Т.е. гелевые универсальнее. Для авто, в которых реализован режим "старт-стоп" - вообще незаменимы.
Для джипов и кемпер-вагенов.
А для сложных ситуаций есть ещё и промежуточное звено (AGM).

Эффективность MPPT контроллеров будет видна через пару лет эксплуатации в солнечных системах при постоянном использовании.
Если солнечную систему использовать на выходных от случая к случаю, то проще PWM (ШИМ) контроллер. MPPT и PWM (ШИМ) имеют существенную разницу в цене (от 30% до 500% в зависимости от силы тока заряда АКБ).
Если уже так сильно хочется использовать панели и АКБ на полную силу, то нужно ставить AGM на 100-150А/ч и контроллер MPPT на 20А, 2 панели по 100-150 Вт и инвертор на 220В. Суммарно-дороговато на половину или больше.
Если учесть, что это всё на лето, то деньги вкладывать не стоит.
Идеал-100Вт панель 12В+PWM(ШИМ) контроллер+АКБ 45-80А/ч.
Освещение-светодиоды.
Лично у меня стоит в доме PWM-контроллер на 20А+панели на 600Вт+АКБ 100А/ч, днем-всё работает "с головой"-можно даже государству продавать.

sema 08.06.2013 11:45

Re: Типы аккумуляторов и их эксплуатация
 
Цитата:

Допис від Anatol (Допис 200815)
Сема, спор ради спора , удел мудаков (это можеш затереть а то как то грубовато и можно трактовать по разному) верни в тему и для многих непонятные графики и формулы в болт не упираются, надо объяснять для нормальных людей на пальцах и подоходчивей, пусть задают вопросы получают ответы, вдруг чего подправим друг друга не все же в памяти держать.

Никакого спора ради спора! Токмо ради постижения истины и уменьшения количества потенциальных ошибок!
(нафига что-то затирать? Грубовато - зато по сути верно! А кто трактует применительно к себе, так это его личные проблемы!)

В тему возвращать погодю - про аккумы тема долгая, сурьезная и болезненная, ссылку я там оставил. Позже подредактирую первый пост, чтобы можно было по вопросам с АКБ ходить сюда.

На пальцах объяснять... Хех, сам понимаешь - "дядяВася" авторитет куда больший, чем 10 спецов с формулами. Но на пальцах достаточно одного абзаца (даже одной строчки): для лодки, электростанции, джипа, скутера, лебёдки, солнечной батареи - гелевый АКБ, для автомобилей - обычный или AGM. :-)

Но беда с ценой... гелевый в три раза дороже, при идентичной ёмкости...

manjul 10.06.2013 16:03

Re: Солнечная батарея на катере
 
Цитата:

Допис від sema (Допис 200758)
Ты не путаешь напряжение заряда в буферном и циклическом режиме, Игорь? При низких температурах в буферном оно не должно быть выше 14,4 В.
]

не-а. ну во первых, экстраполируем график на температуры до -20 -30 и получим уже выше 14.4 в любом случае. И во вторых - на автомобиле аккумулятор работает в буферно-циклическом режиме (по некоторым авторам - в циклическом), т.е смотрим по оси между тем и другим режимом

sema 10.06.2013 22:10

Re: Типы аккумуляторов и их эксплуатация
 
Цитата:

Допис від manjul (Допис 201251)
на автомобиле аккумулятор работает в буферно-циклическом режиме (по некоторым авторам - в циклическом)

Не согласный я! (С)
На а/м после успешного пуска мотора работает генератор. АКБ ничего не питает. Если, конечно, не считать буферным режим работы на стоянке (сигналка и т.д.).
Если попробовать запитать лодочный электромотор от "обычного" АКБ, владельца ожидает очень горькое разочарование - сперва от времени работы мотора, затем от того, что АКБ после первых двух циклов полного разряда внезапно помер.
Гелевый же, как известно, выдерживает много больше глубоких разрядов без ощутимого вреда для себя. и с тем же лодочным электромотором будет работать дольше.
Да и в лодке АКБ используется для питания бортсети значительно дольше, чем работает мотор и генератор...

Про заряд в -20. Ты много знаешь ЗУ, у которых в паспорте написано "можно заряжать АКБ при температуре ниже -10"? Или аккумуляторов, у которых в паспорте написано "допускается эксплуатация и зарядка при Т<-10"?

Marshall_ 10.06.2013 23:05

Re: Типы аккумуляторов и их эксплуатация
 
Да, согласен. Есть зарядники с компенсацией

sofyart 10.06.2013 23:46

Re: Типы аккумуляторов и их эксплуатация
 
Аккумуляторы Optima Yellow Top 75Ah 950A

пользуюсь такой акум 5лет на авто при любых температурах -высадить в ноль это надо специально заняться вредительством

6 часов горел ближний свет -после спокойно завелся и поехал кататься

на море забыл выключить габариты и они горели сутки и 4 часа
после ухмылки охранников на стоянке спокойно завелся !
гелиевый боится большого напряжения -одним словом хороший девайс

Marshall_ 12.06.2013 11:41

Re: Типы аккумуляторов и их эксплуатация
 
Цитата:

Допис від sofyart (Допис 201404)
Аккумуляторы Optima Yellow Top 75Ah 950A

Это тяговые гелевые АКБ, она рассчитаны на глубокую разрядку.
Средний ресурс у них 7-10 лет.

vladymyr 12.06.2013 13:44

Re: Типы аккумуляторов и их эксплуатация
 
Тема вызывает интерес, т.к. пользуюсь обычным авто аккумулятором на 60А/Ч за 500грн (т.е. самым дешевым). Сейчас хочу купить еще один, так на всякий-який, для подстраховки. А внимательно все прочитав поимел несколько вопросов. Может кто ответит (желательно на пальцах, т.е. без диаграмм).

1. Мой аккум живет уже на протяжении 3-х лет (т.е. три полных рыбацких сезона), работая два дня в неделю, с 15 июня по 15 ноября с редкими пропусками для сельхоз работ (типа картошку помочь выкопать) на лодке с 30-й минкотой. Маршрут за два дня порятка 10-15 км короткими маршевыми переездами по 1-2 км (всегда на 5-й). За зиму подзаряжаю, как правило один раз в виде профилактики (что бы разряженный не стоял). В теме мелькнула мысль, что за пару раз ему будет кырдык. Меня пока полностью устраивает совместная с ним жизнь. Мне просто повезло?

2. Не могу понять термина "глубокий разряд", как это в цифрах пишется, т.е. я могу гелевый уккум использовать пока вольтметр не покажет "ноль" Вольт? Уверен, что он дороже стоит чем мой, поэтому интересно понимать за что я переплачиваю.

3. Каким способом достигается возможность глубокого разряда гелеввого аккума если он всеравно остается кислотным и имеет абсолютно одинаковые электрохимические реакции с обычным жидкостным?

Это не все вопросы, но самые важные и разобравшись в них, думаю, что и остальные отпадут. Буду благодарен за разъяснения.

Добавлено через 6 минут
Цитата:

Допис від Marshall_ (Допис 201934)
Это тяговые гелевые АКБ, она рассчитаны на глубокую разрядку.
Средний ресурс у них 7-10 лет.

Вот еще одно упоминание "тяговые гелевые АКБ" и глубокий разряд. Это сколько в Вольтах?

Все это интересно, т.к. стоит "конских" денег.


Часовий пояс GMT +3. Поточний час: 04:07.

vBulletin 3.8.7 ; Copyright © 2000-2024 Jelsoft Enterprises Limited
Переклад: © Віталій Стопчанський, 2004-2010


Search Engine Optimization by vBSEO 3.6.0