![]() |
Водомёты
Для полноты освещения информации предлагаю незаслуженно забытую тему с рядом преимуществ.
Многие, кто сталкивался с проблемой выбора катера, неизменно сталкивался и с проблемой выбора движителя: винт или водомет? Вступление Излишне говорить, что сторонники водометов те, кто вынужден часто преодолевать перекаты, мели, замусоренные фарватеры. А мелких, порожистых, засоренных рек и речушек у нас великое множество, где сплошь и рядом на обычном «подвеснике»(подвесном лодочном моторе) можно остаться без винта, а то и вообще без мотора. Этим и объясняется, что использовать в этих условиях самую удобную и доступную силовую установку — подвесной лодочный мотор — в большинстве случаев невозможно. Тогда и приходит на помощь водомет, который незаменим на таких маршрутах, думаю это подтвердят те, кто уже лишился редуктора на подвесном моторе или кому надоело менять винты. Многие водномоторники со стажем, помнят катера завода в Комсомольске-на-Амуре, выпускаемые некоторое время серийно. На какой моторной лодке Вы можете, не боясь проходить на полном газу, по глубинам всего в 15 см, перескакивать через брёвна, канаты, спокойно, на малом ходу, проходить вплотную к плавающему вейкбордисту или воднолыжнику? И всё это в сочетании с фантастической маневренностью, когда на катере можно буквально «вальс танцевать». А представьте, что вдруг на вашей моторке появилась педаль тормоза! Абсурд? Совсем нет, именно настоящее торможение с полного хода обеспечивает водомётная установка. И никаких поломок винта, где бы Вы ни ходили, хоть по кустарнику, хоть по перекатам. О водомете Водомётный движитель, водомёт, - судовой движитель, у которого сила, движущая судно, создается выталкиваемой из него струей воды.(Большая Советская Энциклопедия) В чем же отличия водомета, преимущества и недостатки его применения? Начнем по порядку. Водометный движитель состоит, как правило, из импеллера (винта) с валом, водовода (водометной трубы), спрямляющего аппарата и реверсивно-рулевого устройства. Если вкратце, то принцип работы водомета таков: при вращении импеллера возникает разрежение, благодаря чему вода движется по водозаборнику (приемной трубе). Получив некоторое ускорение, она выбрасывается через сопло, выходное сечение которого меньше, чем диаметр водовода. Таким образом, отбрасываемая масса воды создает упор движителя, что и приводит катер в движение. Поворотом в горизонтальной плоскости потока, обеспечивается поворот катера. При перекрытии потока из сопла, струя воды поворачивается обратно, что дает катеру задний ход. Нужно знать о водомете Как мы уже заметили, в отличие от обычного винта, движущиеся части водомета находятся внутри корпуса и надежно защищены от повреждений, они меньше подвержены поломкам от плавающего мусора, при встрече с подводными препятствиями, что определяет одно из преимуществ этого вида движителей. Катера с водометами могут проходить по мелководью с глубинами, почти равными осадке корпуса, т. е. до 10 — 20 сантиметров, преодолевать засоренные участки водоемов и даже отдельные препятствия, выступающие из воды. Однако здесь необходимо оговориться, что водомет работает как помпа и может затянуть со дна камни, песок, мусор. Это может забить систему охлаждения либо повредить импеллер и водовод. Налетая на препятствие, идя по глубине 30 см и ниже, по подвесному мотору наверняка придется удар, а по водомету нет, разве что по днищу лодки, т.к. у водомета нет выступающих частей. Водометные катера более устойчивы и управляемы, это происходит потому, что водомет как бы «присасывает» катер к воде, за счет чего он устойчиво ведет себя даже при резких виражах на высокой скорости. Безопасность — положительная черта водомёта. Импеллер находится внутри и не представляет опасности для людей, находящихся рядом в воде. Водомёты применяются на катерах, гидроциклах, при буксировке воднолыжников и вейкбордистов. Управление судном с водомётным движителем существенно отличается от управления обычным винтовым судном, особенно при маневрировании в стеснённых акваториях. Реверсивно-рулевое устройство (РРУ) обеспечивает катеру хорошую управляемость, высокие маневренные качества и эффективный реверс. В отличие от винтовых катеров, водомет способен поворачивать катер практически на месте. Водометы очень удобны для ремонта, в них почти нечему ломаться. Импеллеры восстанавливаются, сальниковые уплотнения выполнены по принципу уплотнений в автомобильных водяных помпах, и так же легко ремонтируются, ну и ещё обычные резино-металлические подшипники. Вот и вся конструкция. К слову, стационарный двигатель (российского производства) водометного движителя, ремонтируется в любой автомастерской, или меняется на подходящий. Единственно, в таком случае дорабатываете система выхлопа, охлаждения и крепления двигателя. Особенности эксплуатации водометного движителя При всех несомненных достоинствах водомет, к сожалению, обладает рядом особенностей, о которых не стоит забывать. Следует также учитывать и своеобразное поведение катера с водометом на малом. Основное отличие в управлении водометным катером – маневры осуществляется только при работающем двигателе, и не следует сбрасывать газ до минимума до окончания маневра. Привыкнуть к этому очень легко, надо просто потренироваться. Водомет, как и подвесной мотор, к сожалению, так же подвержен забиванию водорослями, которые, наматываясь на вал с импеллером, могут его заклинить. В случае заклинивания водомета, для предотвращения поломки стационарного двигателя, на валу предусмотрена срезаемая шпонка. Освободиться же от водорослей можно открыв лючок и убрав их. Для защиты водомета от попадания крупных камней служит решетка. В заключении хотелось бы отметить тот факт, что приобрести водометный движитель теперь несложно. Судостроительное предприятие Томь, наряду с выпуском алюминиевых водометных катеров, успешно занимается выпуском водометных движителей собственной конструкции и их продажей. В данной модели водомета используется запатентованное управление задним ходом от штурвала, что позволяет катеру делать разворот на месте и быстрое изменение хода на 180 градусов. Конструкция водомета настолько проста, что не нуждается в пояснениях - одна траверса управления. Водометный движитель юргинцев при установке не требует сложной переделки корпуса катера. При весе в 55 килограммов он рассчитан на двигатели мощностью до 150 л.с и развивающих обороты до 3700 – 4200 об/мин. На протяжении последних 5 лет в качестве стационарного двигателя, кроме УМЗ-4218, прошли испытания и успешно эксплуатируются двигатели как российского производства: ЗМЗ-409, так и иностранных марок: VolvoPenta, Mercruser. Водомет полностью изготавливается из нержавеющей стали. Импеллер литой, что говорит не только о серьезном подходе к изготовлению столь ответственной детали, но и о повышенных требованиях к его качеству со стороны производителей. Подтверждением надежности водометного движителя служит и то, что на юргинских водометах, установленных на алюминиевых катерах серии «Томь», были совершены два водномоторных перехода: «Сибирь-Москва», и «Юрга-Улан-Удэ». Водометные алюминиевые катера «Томь» успешно эксплуатируются по всей России от Москвы, до Дальнего Востока. Смотрите сами. Это и захламленное лесом Бурейское водохранилище (Амурская область), и бурная Катунь (Усть-Коксинский район, республика Алтай), и бассейн реки Обь и верховья Енисея (Кызыл, Республика Тыва; Норильск) и на реке Бия (район Телецкого озера, Республика Алтай) и на реке Лена (Якутия), и на реке Урал (район Нижнего Тагила). По всей реке Томь и ее притоках, начиная с верховьев (города Новокузнецк, Междуреченск) и до нижних течениий реки Обь (Малая Обь, Сысьва). Наибольший интерес, и это понятно, к юргинским водометам проявляют именно в Сибири. Многие с удовольствием посещают удаленные места и труднодоступные речки и озера, путешествия с катером перевозя его на прицепе. Сибиряки выбирают для себя водометные алюминиевые катера «Томь» из-за их высокой надежности, прочности корпуса, высоких ходовых и эксплуатационных качеств, большой автономности и возможности использования в любых погодных условиях. Катер должен приносить удовольствие и радость! |
Re: Водомёты
Это в России развиты водометы. У нас наверное их никто и не производит.:smuschenie: Или я ошибаюсь??? А по проходимости это конечно классно,единственное на маленьких(меньше 1 метра) глубинах советуют не газовать и тогда для трола придется докупать полюбому подвесник маленький. А по управляемости на малых(холостых)оборотах-очень таки не гуд.:neznayu:
|
Re: Водомёты
Цитата:
|
Re: Водомёты
Действительно не рекомендуется стартовать резко на мели т.к. физика процесса ясна: водомет-насос, кот. затягивает, но это опасно на каменистом дне, а на наших илисто-песчаных сей момент не есть - опасность. Сам газовал в Сорокошах, да и на Десне-1 ходил еще без защитной решетки и после всех этих походов разбирал - винт без единой зазубринки только отполирован, как "котовы мудебейцы". Но справедливости ради, конечно все-равно не рекомендую у берега газовать даже на подвесняке (бутылок, щебня и пр. и в наших водоемах полно).
А вот когда вышел на глисс - тогда глубина может быть и меньше 1м, сам проверял. Не успевает на скорости засосать всяку гадость. На Десне мы с Леной шли срезая углы и частенько наблюдали песочек на глубине 10-20см!!! Так что мы теперь после всех предыдущих наших Ветерков, Вихрей, потом Эвинрудов, Меркури и Ямах, имеющих один общий недостаток - выступающие - вращающиеся части, являемся ярыми сторонниками закрытых безопасных движителей - водометов.:-P:-P:-P По тролингу, до практического применения, я тоже так считал. Но на осеннем мероприятии в Страхошичах, когда мы уже возвращались домой, я дорожил вместе с Денисом-76, сначала первые мин. 10-15 я привыкал и за рулем и на спининге: крутить, выматывать, чистить, забрасывать не просто - да. Но потом остальные часа полтора-два, ВПЕРВЫЕ на этом водометном Чуде я приноровился и на глубине, и на мелководье и результат: 1-щучка-3.5кг; 2-щ-1.4; 3-0.9кг. Денька не дасть соврать. Вывод прост - учим матчасть и чаще практикуемся. :read::read::read::gan2::gan2::gan2: |
Re: Водомёты
У водометного катера есть еще одно преимущество: более быстрый выход на глиссирование без излишнего задирания носа катера.
BRP рекомендует минимальную глубину эксплуатации 90 см. |
Re: Водомёты
Слава, Амур мой переделать, много гемороя?
|
Re: Водомёты
Цитата:
|
Re: Водомёты
Цитата:
ЗАБУДЬ! ИМХО |
Re: Водомёты
Цитата:
|
Re: Водомёты
Цитата:
А вот по поводу цены я не согласен!!!!! Андрюха - думаю ты просто не считал... Или ты забыл почем подвесные моторы???????? |
Re: Водомёты
У водомёта есть недостаток, на сколько я знаю, это меньшее КПД по сравнению с винтом.
|
Re: Водомёты
Насколько я слышал, наоборот, у правильно спроектированного водомета кпд больше чем у винта.
|
Re: Водомёты
Цитата:
|
Re: Водомёты
Цитата:
И второе внимательно СЧИТАЙТЕ Деньги !!! Сколько будет стоить аналог моего 115 -ти сильного БМВ (при цене с КПП + водомет = 1000дол), - в подвесном варианте около 12 штук пендосских, а то европейских денешек (новый), а б/у почти доходяжный до капиталки около 5-7штук!!! + недешевый ремонт. Разница для семейного бюджета - на транспорт не нужный для поездок на работу ??? СУЩЕСТВЕННАЯ. . А добавьте сюда бесспорную безопасность по проходимости над меляками, топляками и пр. неприятностями. СМ. Тему "УДАР в СПИНУ" там все четко с илюстрациями, фото и костылями - протезами ПОКАЗАНО !!! Кстати посмотрите в Гугле - водометы. В России их так и называют речные - Вездеходы. И последнее: неужто кто-то думает, что я от нечего делать занялся этим водометным движителем??? Конечно нет! Просто у меня богатый багаж знаний по аварийности на воде из-за недосмотренных подводных неприятностей и видел к чему это приводило почти у всех моих друзей -оторванные колонки, транцы, не говоря уже о всем знакомым винтам по 200-300дол. А посему чуствовать себя спокойнее на воде я лично стал только на водомете, так как несмотря на цену любого катера, яхты или просто лодки с "Вихрем" мы все находимся заложниками того БЕЗЛАДА, который творится на наших водоемах. |
Re: Водомёты
Слава есть одно но. Где взять этот водомет? КНААПОвский так не сильно удачным считается, делать под гидриковский так силовая установка объемная выходит даже для амура, не то что для крыма или прога.Да и второе но, нет полноценного водометного реверса. Им все таки и как тормозами можно пользоваться. Вот и вопрос, водомет то прикольно но где его взять?
|
Re: Водомёты
Цитата:
Гидриковский - бомба! Все показатели в 2-3 раза выше! Даже у моего бэушного. Подъедь, сравнишь сам, кроме того подскажу, научу и дам попробовать. На мою силовую установку - сильно не обращай внимания. Я уже отвечал - проба пера, сил, оборотов, надежности, охлаждения. Дабы уменьшить размеры моторного отсека, в самом начале я планировал вставить мотыковский двиг на сил 150, но в предложениях ничего подходящего не было. В данное время уже выслали мне двигло жидк-го охл., с КПП, с инжектором, с мозгами, с 4-мя клап. на горшок - Сузуки 1200, 170 л.с. и с размерами 45смХ40Х40 !!! Стоимостью - 1,5 американск. косаря! Вот это вариант! А? И спрячется он у меня под кормовой перегородкой и задним рядом сидений аж бегом. Но это наверное, уже после всех наших походов, если Даст БОГ все будет хорошо. Так что учитывая твой интерес к данной теме - готов помочь и словом делом. Мож созреешь на свой Прогресик нечто подобное? Плиз!:ok: З.Ы. При этом, если у самого руки не из... - подсчитай бюджет вопроса. |
Re: Водомёты
Слава так в бюджете и весть вопрос и есть. Меня водомет в основном и интересует как замена подвеснику в особенности на мощностях выше 30-40 сил. Но при этом силовая установка должна быть компактной, (все таки в проге или казане терять метр места это слишком) И недорогой.То есть использоваться должен обычный авто двиг. (2108, фолькс, ауди, тот же бмв что у тебя.) Основное требование он должен подходить для конвертации, и быть недорогим, в пределах 500-700 уе. Водомет тоже должен быть не из дорогих., и желательно подходящий к двигу без всяких кпп и прочего. Все таки чем больше узлов тем меньше надежность агрегата в целом. То есть тема водометов мне интересна, но в данный момент я не вижу той силовой установки которая бы меня устраивала. Либо размер никуда не годится , либо цена.
|
Re: Водомёты
Цитата:
Самое главное самому определиться - что ты хочешь?! И потом дерзай потихоньку.Тем более, что не нужно сразу отваливать сумасбродную для многих, сумму сразу, а гораздо меньшую и как бы в кредит: сначала двиг, потом водомет, потом мелочевка, которая все-равно потребуется для стыковки, подгонки, управления и т.д. Кстати, по водометам тоже даю инфу: есть сейчас подобный моему на 110-120 л.с., (поновее и обслуженный), в продаже у моих знакомых спецов, аж за 650 у.е. правда без вала, (отдельно около 100 у.е.), но вал нужен будет потом, когда определишься с компоновкой. Вобщем много чего можно и постепенно и с пользой для себя, семейного бюджета и с последующим удовольствием и гордостью за самостоятельно изготовленное оптимально-безопасное судно для себя и окружающих. |
Re: Водомёты
Слава, а можно как то подьехать глянуть твою установку. Очень интересно. И сразу даю наводку - использовать в качестве двига движок от Субару - они почти все боксёры, то есть цилиндры лежат, по высоте там всего что то около 220 мм и в длинну он не очень длинный, широкий правда, но ведь это не важно, вдоль лодки прерасно ляжет.
И ещё вопрос - как в нём регулировать шаг винта или там нету такого понятия. И видел где-то в Раше начали выпускать водомёты - замены для сапогов стандартных подвесников. |
Re: Водомёты
Цитата:
|
Часовий пояс GMT +3. Поточний час: 09:46. |
vBulletin 3.8.7 ; Copyright © 2000-2025 Jelsoft Enterprises Limited
Переклад: © Віталій Стопчанський, 2004-2010